ХIII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИГОЖИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Одесское отделение Украинского синергетического общества

Кафедра философии и биоэтики

Одесского национального медицинского университета

«Консультационный центр «Альфалогия» проф. Ершовой-Бабенко И

INTERNATIONAL ACADEMY OF PSYCHOSYNERGETICS AND ALPHALOGY

Кафедра философии и методологии науки

Одесского национального политехнического университета

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 274px-Ilya_Prigogine

XIIІ Международные «Пригожинские чтения» –

навстречу 100-летию со дня рождения

Постнеклассический дискурс:

пути развития философии и методологии науки

 

14 сентября 2016 г. – 01 июня 2017 г.

     Зимнее заседание: 26 января 2017 г.     Начало заседания в 15:00

 

Место проведения зимнего заседания XIIІ Международных «Пригожинских чтений»: г. Одесса, ул. Сабанеев мост, 4

(Дом Ученых – Ореховый зал).

 

Предполагается рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с наследием И. Пригожина и 100-летием со дня его рождения, а также 15-летием Одесского отделения Украинского синергетического общества.

В контексте философско-методологической и научной проблематики рассматриваются:

- Философско-методологические предпосылки и развитие постнеклассического знания в трудах И. Р. Пригожина (навстречу 100-летию со дня рождения).

- Постнеклассическая методология исследования сложных объектов – психосинергетика, социосинергетика, парадигмальное моделирование, когнитивистика, гуманитаристика (навстречу 15-летию Одесского отделения Украинского синергетического общества и 90-летию со дня рождения Г. Хакена).

- Методология исследования объектов темпоральной природы. Антропное время: онтологический и методологический аспекты.

- Возможности методологического консенсуса гуманитарного и естественнонаучного знания, медицины и техники, науки и искусства.

- Назначение и пределы методологических подходов, их соразмерность и специфика.

- Наследие наших учителей.

- Наука и искусство: коэволюция различных способов «подступа к бытию».

В рамках рубрики «Наука и искусство: коэволюция различных способов «подступа к бытию”» будет осуществлена презентация 1-й части документального фильма «Жизнь длиною в фильм», посвященного памяти выдающегося кинооператора и фотохудожника СССР и Украины В. П. Бабенко.

Рабочие языки: украинский, русский, английский.


ВЫСТУПЛЕНИЕ профессора И. В. БАБЕНКО 14. 09. 2016-го года

Сошлись наука и искусство. Они позволили мне ввести в обиход те знания, которые нам дает строго математизированная синергетика, весьма трудно усваиваемая гуманитариями, что приводит просто иногда к жонглированию терминами. Т.е. такое сочетание науки и искусства действительно позволило через какое-то время осознать инструментарий и того и другого участника, создать теорию психики, создать свой композиционный метод «Создающая Сила», у которого цель – это психокоррекция, работа с постстрессовыми состояниями (если говорить о приложении к психологии), это работа   с социальными ситуациями (это работа КОУЧ, поддерживающего специалиста) и что не менее интересно, как оказалось, это позволяет влиять на мышление аспирантов и докторантов. Здесь речь идет об исследовательском мышлении.

У нас недавно была интересная ситуация, здесь присутствует нынешняя моя докторантка. А в 1993 году, после защиты докторской я впервые в своей жизни читала аспирантский курс и этом аспирантском курсе была Оля Гончарова. И каково было мое удивление, когда недавно она мне позвонила и говорит: «Ирина Викторовна! А я нашла конспект Вашего курса! Вы нам тогда все про синергетику рассказывали!» Это был 1993 год!!!!

И я вам скажу, что в 1994 году я работала в политехе, и мне удалось провести первую конференцию, в которой позвучали термины «синергетика» и «психосинергетика». Это был 1994 год. И что интересно, что некоторые из присутствующих нашли себя в этой программке. Это, безусловно, очень для нас интересно, я не знаю как интересно это молодежи, но вот здесь сидит группа, нас в общем-то не так много в Одессе, но тем не менее десяток наберется. Фактически мы почти 25 лет вместе, прошли этот путь научного становления, научного роста. Мы проросли этими терминами, взглядами и т.д. Но на мой взгляд, КАК бы я это могла выразить – это КОМПОЗИЦИЯ нашего ИНТЕЛЛЕКТА на сегодняшний день. Это та интеллектуальная сетка композиционно организованная с личностными акцентами каждого, которая присутствует сегодня в Одессе.

И, вероятно, в определенной степени благодаря возникновению таких сеток в определенных научных школах удерживаются научные знания, несмотря на различные социальные катаклизмы. В основе моего метода есть такое понятие как «концептуальная модель». Концептуальная модель имеет два варианта: один вариант «целое в целом» и второй вариант этой же модели «целое-в-целом». Тем самым я хочу дать понять, что я выделяю 2 категории этой модели, в первой – целые независимы друг от друга и другой вариант – целые настолько связаны друг с другом, что отделить друг от друга очень сложно во всяком случае. И когда я думала о том, как можно было бы   легко и просто сказать о сути этой концептуальной модели, она достаточно тяжела для восприятия. И я написала эссе, о котором вам сегодня расскажу. Оно называется «Бусинка и капелька».

Представим себе, что у нас есть несколько бусинок. Каждая бусинка в отдельности и мы из этих бусинок сложили цветочек, например. 5, 6, 7 бусинок положили в кулечек, у нас возникло некоторое целое, состоящее из этих бусинок, хотя каждая бусинка – это самостоятельное «целое» в принципе, оно может быть и сложным внутри и простым в зависимости от того, кто создал эту бусинку. Если мы разделили эти бусинки, они снова стали самостоятельными «целыми». А то, что было создано, тот цветок из них, ОН ГДЕ? Ведь он был! И вообщем-то, если исходить из самых последних взглядов, которые нам предлагают физики, мы с вами должны сделать заключение, что он продолжает существовать, но у него некоторая другая частотная характеристика, чем та группа реальных бусинок, которую мы видим и можем взять в руки. Более того, некоторые физики сегодня нам предлагают и такой взгляд как, например, что на самом деле мы видим этот исчезнувший для глаза композиционный вариант из бусинок, его продолжает воспринимать другая наша нейрофизиологическая система. Безусловно, это все очень интересно. И фактически все, что с нами происходит в жизни и, в частности, в науке, весь наш научный путь – перед нами бусинки, которые периодически соединяются в разные композиционные варианты, оставаясь очень самостоятельными бусинками и растя внутри себя, трансформируя свою внутреннюю структуру, трансформируя свои внешние формы проявления и т.д. Периодически собираясь в композиционные фигуры, периодически раскладываясь на самостоятельные бусинки. Ведь если существуют еще и капельки, они не являются бусинками. Если две капельки соединились, то мы уже не можем найти, где одна капелька, а где другая.

И что самое интересное, если мы захотим разделить на первичные капельки, у нас это не получится. Но ведь наши знания, которыми мы обмениваемся, наши книги, которые мы пишем, наши высказывания, которые мы озвучиваем – ведь это капельки. И мы на самом деле не можем подумать от них избавиться, они звучат внутри нас и по-своему соединяются с нами внутри нас как капелек своего знания. И удивительный тогда возникает образ симбиоза. Ведь можно соединить и бусинки и капельки, и бусинки будут внутри капелек, а капельки будут внутри бусинок. Кстати, последняя модель у математика Курдюмова в книге представлена. Он это назвал «новая разновидность детерминизма». Так это понять трудно, очень тяжелая тема. Но он так и написал, что существуют системы или среды, внутри которых существуют сформировавшиеся системы, которые длительное время там находятся, не предъявляя себя. Им нужны только особые условия, при которых эта внутри существующая система резко выскакивает наружу и становится, как потом было сказано Хакеном, параметром порядка. Т.Е. она, до сих пор находившаяся внутри другой, вырвавшись наружу при определенных условиях, начинает выполнять роль управляющего параметра. И сама становится макросредой или макросистемой. Таким образом, вопрос в том каким мыслительным инструментом или каким мировоззрением мы пользуемся? Мы допускаем такой взгляд на то, что происходит с нами, с наукой, с нашими терминами, с научными ……, токсическими …… и другими ситуациями, при которых предлагаются новые термины. Мы видим в этом случае одну картину. Если мы допускаем и бусинки и капельки, и Курдюмова, и Хакена, и жесткость математического аппарата и легкость художественного образа, и мы понимаем, что это все вместе и есть человеческая цивилизация и наша с вами психика, и это нельзя разделить внутри. Внутри меня не делится на вот здесь математика, а здесь художественная проза. Они вместе, я ничего не могу сделать. Для меня композиционны знания, для меня композиционно изображение, для меня композиционен поступок человека и если я веду больного и консультирую и вывожу его после депрессии и после АТО после контузии, для меня ВСЕ, что с ним произошло – это композиция той ситуации, в которой он находился, в которой он получил стресс и сегодняшняя ситуация – они вместе составляют коридор, в котором он движется, трансформируясь. И моя задача фактически продиагностировать композиционный характер этого движения для того, чтобы его направить туда, куда нужно его организму, психике и т.д. Поэтому психосинергетика на сегодняшний день, с одной стороны, тяжела в своих взглядах, а с другой – мне хочется сделать ее все более легкой для восприятия, потому что та практика, которая есть в моем личном опыте, опыте моих учеников (и психологов и философов, инженеров и врачей) она говорит о том, что это действует и действует очень сильно.

И я хочу сегодня еще сказать буквально два слова по поводу термина «фазовый переход». В работе Пригожина 1990 года, которая называется «Сложное поведение. Введение» написано: «Фазовый переход нового типа это когда контроль достигается путем создания подходящих неравновесных условий за счет изменения композиционной и масштабной характеристик сложного поведения объекта, а также изменения степени неравновесности этих условий вплоть до крайней неравновесности с помощью композиции и ее масштаба». Это цитата из Пригожина. Работа вышла в 1990 году, и он отмечает, что речь идет не о количественном воздействии, не об усилении, а об изменении УСЛОВИЙ. Я этот термин, это понятие, это явление взяла за основу и особое место в рассматриваемых мной фазовых структурах психики (поскольку у меня представление о психике – это фазовая структура: дожизненная фаза, прижизненная и послежизненная). Рассматривая сложное поведение психомерных сред как в теоретическом так и практическом плане особое место занимает это понятие фазового перехода или неравновесного фазового перехода по Пригожину, который трактуется мною в его значении и интерпретировано применительно к психическому как замена идеологии сугубо количественного метода, т.е. увеличения или уменьшения сил воздействий и соответственно контроля подобных показателей в отношении психического. Интерпретировано на композиционный метод как качественный метод, в рамках которого изменение, регуляция, диагностика и контроль психических состояний достигается путем создания подходящих неравновесных условий за счет изменения композиционной и масштабной характеристик рисунка, фигуры, состояния человека, даже его мировоззрения. То, что я хотела заключить, есть и такое определение.

И сегодня я хочу закончить небольшим экскурсом в историю, что помимо того, что в 1994, работая в политехе, была начата одесская традиция конференций по синергетике, психосинергетике и продвижению идей Пригожина, разбирая свои архивы, я нашла свою переписку с Германом Хакеном в 1997 и 2005 годах, и это, конечно, очень интересно и очень неожиданно.

И, завершая свое выступление, я бы хотела сказать следующее, что самая великая радость – это удовольствие от научного поиска, а как его назовут в будущем – это в принципе не имеет значения. Сегодня я хотела вам презентовать книгу Ирины Серафимовны Добронравовой, ее монографию «Практическая философия науки». К сожалению, Новая почта не доставила во время эту книгу, я надеюсь, что 25.09 на закрытии выставки я смогу вам уже ее показать. Это итог всего жизненного пути как философа, она пришла в итоге к Практической философии. И хотела еще сегодня презентовать вам мою новую книгу, по техническим причинам ее нет у меня в руках, она вышла, она была написана летом прошлого года на одном дыхании. Называется она «Психосинергетика».


Одесское отделение украинского синергетического общества

(Председатель – профессор Ирина Викторовна Ершова-Бабенко)

Юбилейные Пригожинские Чтения

К 100-летию Ильи Романовича Пригожина, лауреата Нобелевской премии по химии 1977 года за создание теории диссипативных структур

НЕЛИНЕЙНОСТЬ КАК ЯДРО НОВОГО СМЫСЛА СТАНОВЯЩЕЙСЯ РЕАЛЬНОСТИ

Доклад

– о понятии «нелинейность» по Пригожину;

- краткая историческая справка развития/становления понятия «нелинейность»;

- понимание «нелинейности» в психосинергетике применительно к психике человека;

- использование созданных смыслов понятия «нелинейность» для своей работы – соединения/синтеза нелинейных и линейных систем/сред разного класса.

Современные естественные и точные науки становятся философичны. Философия нестабильности Пригожина – это обобщение тех качественных изменений, которые произошли в современных научных представлениях о природе, обществе и человеке. Культура, творчество перестают быть отвлеченными социально-эстетическими категориями. Теперь они воспринимаются как проявление законов мироздания.

В работе 1984-го года (на рус.1986-го) И. Пригожин излагает методы, разработанные для описания того, как возникают и эволюционируют диссипативные системы. В этом изложении впервые встречаются такие ключевые слова как «нелинейность», «неустойчивость», «флуктуация».

В связи с этим автор пишет, что эта триада начала проникать в наши взгляды на мир и за пределами физики и химии.

Суть переворота, который совершила синергетика, состоит в том, что появился новый образ мира – непрерывно эволюционирующего по нелинейным законам. Однако оказывается, что «нелинейное» и «хаотичное» – это суть проявлений «природного» и «общественного», а линейность, упорядоченность – это исключение из правил. Кроме того, важнейшим методологическим положением синергетики является утверждение (собственно, оно и дало название направлению), что существует целый класс явлений, которые возникают от совместного действия нескольких разных факторов в условиях, когда каждый фактор в отдельности такого эффекта не дает. Для социологии это означает появление методологической базы исследования процессов самоорганизации, поддержания и распада структур в социальной системе с учетом факторов ее обмена с окружающей средой информацией, веществом и энергией.

Величайшая заслуга Ильи Романовича Пригожина состоит в том, что он всей своей деятельностью представил науку не способом бегства от реальности или избавления от мира «с его своекорыстием и конфликтами». Научная мысль – могучее средство улучшить мир, и личность несет в себе тот творческий потенциал, который позволяет ей не быть беспомощной жертвой обстоятельств. В научной концепции Пригожина человек более не самонадеянный «венец природы», представляющий ее как инертный объект своих желаний. «Наука – это диалог между человеком и природой, – пишет Пригожин, – диалог, а не монолог… Наука стала частью поисков трансцендентального, общих многим видам культурной деятельности: искусству, музыке, литературе».

Неотъемлемое достоинство философской системы  Пригожина – объемное видение мира. Отсюда его восприятие времени как «арены, на которой развертываются изменения в положении людей». Каждый из нас – не только свидетель, но и творец эпохи. Эта мысль проходит лейтмотивом через все творчество ученого.

Реальности вне нас не существует. Ныне реальность, какой мы ее видим, является в большей мере реальностью  в процессе построения, реальностью, порождаемой флуктуациями. Пригожин был убежден, что наше время станет свидетелем  рождения нового видения, новой науки, которая сделает нас и нашу творческую деятельность выражением фундаментальной тенденции во Вселенной.

Философия нестабильности внушает то, по выражению ученого, «чувство умеренной надежды», которое, предполагая этическую ответственность, дает возможность изменить мир в лучшую сторону. Общество – нелинейная система, где действия одного влияют на действия другого.

Чтобы избежать колоссальных жертв в возможных будущих потрясениях, необходимо преодолеть несовместимость свободной творческой деятельности человека и политической власти. Отсюда происходит признание Пригожиным  роли индивида более важной, чем когда бы то ни было ранее. Вся деятельность Ильи Романовича Пригожина служит обоснованием выдвинутого им тезиса, что жизнь каждого – ключевой фактор эволюции человечества.

Пример жизни Ильи Пригожина, его научные идеи помогают и будут помогать тем, кто пытается осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Представителям научной общественности они помогут в разработке тех форм общественной жизни, которые будут способствовать росту гармонии между человеком и природой, между людьми. По словам Пригожина: «Время – это нечто такое, что конструируется в каждый данный момент». И каждый человек, и все человечество могут принять участие в этом процессе.

Сегодня, к сожалению, нет многих авторов вышеназванных идей, в том числе Ильи Пригожина (май, 2003) и его близкого друга, переводчика на русский язык всех его работ – Юрия Данилова (декабрь 2003).

Наша задача: успеть осознать то, что они нам оставили, чтобы передать дальше тем, кто сегодня здесь с нами осознает!

«Нелинейность»– фундаментальный концептуальный узел современной парадигмы постнеклассического периода развития науки.Некоторые авторы даже считают, что новая парадигма – это и есть парадигма нелинейности.

Выделять математический и физический смысл этого явления было принято в 90-х гг. прошлого века. В последующий период развития науки ставится вопрос о целесообразности рассмотрения его мировоззренческого смысла.

В математическом смысле нелинейность означает определенный вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях, большие единицы или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Нелинейные уравнения могут иметь несколько (более одного) качественно различных решений.

Физический смысл нелинейности: множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями (нелинейной системы).

Для физических систем, как подчеркивает И. Пригожин, нельзя свести их анализ к некоторой математической игре, поскольку физические системы во многих отношениях с математической точки зрения являются весьма нетипическими, или, другими словами, нехарактерными. Именно при условии этой особенности физических систем начинает играть особую роль представление о нелинейности. Поскольку с точки зрения И. Пригожина все, что он рассматривает применимо и к социальным системам, то мы вправе применить аналитический аппарат, аналитическую модель и средства анализа с позиций И. Пригожина, разработанных им для систематического изучения сложных явлений.

Новые методологические идеи, вытекающие из признания фундаментальности необратимости, нестабильности процессов самоорганизации. Философско-методологические исследования по отдельным проблемам нелинейной методологии опираются на фундаментальные работы И. Пригожина (Брюссельская школа) и Г. Хакена (Штутгартская школа). Указанные школы по сути взаимодополняют друг друга, поскольку, если школа И. Пригожина занимается изучением явлений самоорганизации в открытых динамических системах с точки зрения энтропийных процессов – диссипации, то Г. Хакен и его школа сосредоточили свое внимание на негэитропии – порядка.

Когда-то Поль Валери заметил, что «две опасности угрожают миру –порядок и беспорядок». Это своеобразное предчувствие синергетических идей, понимание того, что абсолютный порядок, как и абсолютный беспорядок – лишь крайние полюсы бытия, поскольку жизнь представляет собой единство и взаимопереход порядка – линейности, равновесности беспорядка – нелинейности, неравновесности.

Наука, исследуя специфику нелинейного мира, осваивает процессуальность всего сущего, перехода с парадигмы «бытия» на парадигму «становления». Синергетика, изучая причины развития, раскрывает роль нелинейности как источника нового.

Краткая история развития понятия «нелинейность».

Само понятие восходит к работам французского математика Жюля Анри Пуанкаре (1854-1912). Автор утверждает, что «…иногда небольшая разница в первоначальном состоянии вызывает большое различие в окончательном явлении. Небольшая погрешность в первом вызвала бы огромную ошибку в последнем. Предсказание становится невозможным, мы имеем перед собой явление случайное».

Анри Пуанкаре фактически выразил основные представления нелинейной динамики: 1) понятия аттракторов (притягивающих множеств в пространствах состояний открытых систем); 2) точек бифуркаций (особых параметров задачи, в которых возможны альтернативные решения либо существующие теряют устойчивость); 3) неустойчивых траекторий, динамического хаоса в задаче трех тел небесной механики.

В 30-е годы ХХ в. академики Л. И. Мандельштам и Н. Д. Папалекси на базе работ Пуанкаре и автора центральной предельной теоремы теории вероятностей А. М. Ляпунова (1857–1918) разработали теорию нелинейных колебаний. Вклад в эту теорию внесли академики А. А. Андронов и Н.Н. Боголюбов, а также профессора С. Э. Хайкин, А. А. Витт, Н. М. Крылов, которые существенно развили предложенный знаменитым голландским ученым Б. Ван дер Полем метод медленно меняющихся амплитуд. Развивая идеи Л. И. Мандельштама, А. А. Андронова, С. Э. Хайкина и других исследователей, российские ученые А. А. Прохоров и Н. Г. Басов были удостоены Нобелевской премии.

Однако все эти работы представляли собой лишь частные подходы к анализу отдельных нелинейностей в различных физических задачах.

И только к концу 30-х годов академик Л. И. Мандельштам (1879-1944) отчетливо понял всеобщность нелинейных явлений, сумел увидеть, что возможности линейной теории принципиально ограничены, что за ее пределами лежит огромный круг явлений, требующих разработки новых нелинейных методов анализа. Именно он первым обратил внимание на необходимость выработки нового нелинейного физического мышления.

Лауреат Нобелевской премии по химии 1977-го года Илья Романович Пригожин (1917-2003) и его коллеги пришли к тому несомненному выводу, что классическая наука, не учитывающая факторы случайности и необратимости, достигла ныне своих пределов. « Когда же в физику в качестве объекта положительного знания входят случайность, сложность и необратимость, мы отходим от прежнего весьма наивного допущения о существовании прямой связи между нашим описанием мира и самим миром» [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С.58]. Основные его работы посвящены неравновесной термодинамике и статистической механикенеобратимых процессов. Одно из главных достижений заключалось в том, что было показано существование неравновесных термодинамических систем, которые, при определённых условиях, поглощая вещество и энергию из окружающего пространства, могут совершать качественный скачок к усложнению (диссипативные структуры). Причем такой скачок не может быть предсказан, исходя из классических законов статистики. Такие системы позже были названы его именем. Расчет таких систем стал возможен благодаря его работам, выполненным в 1947-ом году.

В 1989-91 гг. Б. Белинцев одним из первых сделал весьма существенные шаги на пути смыкания эмпирических данных биологии развития конца 80-х гг. –последней четверти ХХ-гов. с физико-математической теорией. Он показал, что морфогенез (возникновение сложноорганизованных структур в процессе развития организма) не сводится к чисто химическим явлениям. Важнейшую роль здесь играют механохимические процессы. Физико-математическая модель Б. Белинцева использует теорию нелинейных дифференциальных уравнений. В нелинейных диссипативных системах реализуются нелинейности и бифуркации.

В 1951-ом годуБ. П. Белоусов (1893-1970) в результате исследования цикла Кребса, пытаясь найти его неорганический аналог, обнаружил периодическую химическую реакцию (автоколебания). И. Р. Пригожин назвал это открытие важнейшим экспериментом ХХ-го века. Жаботинский предложил первое объяснение механизма реакции и простую математическую модель, которая была способна демонстрировать колебательное поведение.

Реакция Белоусова -Жаботинского стала одной из самых известных в науке химических реакций, открытие которой фактически дало толчок к развитию таких разделов современной науки, как синергетика, теория динамических систем и детерминированного хаоса.

Сложность и нелинейность широкого круга проблем физики плазмы, магнитной гидродинамики и механики сплошных сред удалось разрешить в начале 60-х годов академиком А. А. Самарским (род.1919), создателем фундаментальной общей теории разностных схем и основоположником российской школы математического моделирования. Осознание «неизбежности новой методологии» (название одной из статей А. А. Самарского) привело в последующие годы к бурному прогрессу российской школы математического моделирования. Методология математического моделирования сделалась, по выражению Александра Андреевича, интеллектуальным ядром информатики, важным фактором формирования современного информационного общества.

Герман Хакен (1927) – немецкий физик-теоретик, один из основателей синергетики. Она возникла в связи с тем, что многие дисциплины столкнулись с явлением кооперации, когда могут возникать пространственные, временные или функциональные структуры. Как подчеркивает основатель синергетики Г. Хакен, эти структуры не навязаны системе извне, они организованы самой системой, т. е. речь идет о самоорганизованных системах, открытых, функционирование или организация которых поддерживается более или менее непрерывным притоком энергии и/или вещества в систему. Собственно термин «синергетика» был введен немецким физиком-теоретиком Германом Хакеном в курсе лекций, прочитанных им в 1969-ом году в университете Штутгарта, как некоторое общее название для нового междисциплинарного направления научных исследований, занимающегося изучением появления и развития упорядоченных во времени или в пространстве (или то и другое вместе) процессов или структур самоорганизации. Г. Хакен отмечал, что при исследовании систем самого различного рода, природных и социальных, обнаруживается общее спонтанное образование структур, качественные изменения на макроскопическом уровне, эмерджентное возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых системах.

Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых – к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия и процессов вблизи равновесия к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия [Хакен, 1998. С. 140].

Некоторыми авторами синергетика считается не отдельной наукой, а скорее термином, говорящим об общности интересов и математических методов исследования родственных нелинейных явлений в разных областях науки (Кадомцев, 1984. С. 5).

В интервью по случаю тридцатилетия созданного им междисциплинарного направления Герман Хакен выделил ряд специфических особенностей синергетики, среди которых первые места занимают: 1) положение о том, что исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом, и 2) эти системы нелинейны.

Аналогичные исследования шли в разных странах. Единая наука о самоорганизации в Германии была названа синергетикой (Г. Хакен), во франкоязычных странах – теорией диссипативных структур (И. Пригожин), в США – теорией динамического хаоса (М. Фейгенбаум), в Латинской Америке – теорией аутопоэза (У. Р. Матурана), в российской науке – нелинейной динамикой (С. П. Курдюмов), теорией катастроф (В.И. Арнольд).

Российские ученые Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов определяют нелинейность в математическом и мировоззренческом смыслах.Нелинейность в мировоззренческом смысле означает: а) многовариантность путей эволюции; б) наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции; в) необратимость эволюционных процессов; г) периодическое чередование различных стадий протеканий процессов (усиления и ослабления интенсивности процессов, стягивания к центру и растекания от него, эволюции и инволюции, интеграции и частичного распада).[Князева Е. Н. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Князева Е. Н., Курдюмов С. П. – М.: КомКнига, 2011. – С. 238].

Многовариантность путей развития системы возможна только при прохождении через особую точку – точку бифуркации, в которой система находится в сильно неравновесном состоянии. В этой точке происходит разрыв постепенности, поиск нового, осуществление возможного из многих вариантов. По определению С. П. Курдюмова «бифуркации точка – точка ветвления возможных путей эволюции системы, чему на уровне математического описания соответствует ветвление решений нелинейных дифференциальных уравнений».

Первые разделы книги В. И. Арнольда «Теория катастроф» впервые появились в виде статьи в журнале «Природа» (1979, № 10). Катастрофами называются скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий. Математическое описание катастроф дается теориями особенностей и бифуркаций. Термин «теория катастроф» придуман К. Зиманом, а термин «аттрактор», заменивший прежнее «притягивающее множество», употреблялся уже С. Смейлом. Теория катастроф дает универсальный метод исследования всех скачкообразных переходов, разрывов, внезапных качественных изменений.

Глобализация проблем и конфликтов цивилизации заметно способствовала принятию идеи нелинейности представителями общественных наук.

В начале 90-х годов понятие нелинейности начали применять к человекомерным (термин введен академиком Вячеславом Семеновичем Степиным в 1989 г.) и психомерным (термин введен профессором Ириной Викторовной Ершовой-Бабенко в 1993 г.) средам/системам. В работе украинского философа (физика) И. С. Добронравовой исследуется нелинейное научное мышление. Автор рассматривает методологический и гносеологический смысл нелинейности. «Учет нелинейности физических взаимодействий, биологических и социальных процессов выдвигает на пер­вый план неустойчивость и неоднозначность ситуации вы­бора и его необратимость, самопроизвольность процессов формирования новых структур из элементов среды и не­локальный характер действия при этом параметров по­рядка, обеспечивающий целостность новообразований. По­нятно, что старое, «линейное» мышление, ориентированное на универсальность действия обратимых динамических за­конов, здесь принципиально непригодно». [Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления / И.С. Добронравова. – К.: Лыбидь, 1990. – С.127]

Нелинейность – это уже не просто научный термин, а определенная характеристика мышления и действия, адекватная сложному нелинейному миру, в котором мы живем.

Таким образом, нелинейный стиль мышления признает невозможность безоговорочной экстраполяции законов в пространстве и времени, необратимость развития самоорганизующихся систем, невозможность предсказания поведения целого лишь на основе поведения его элементов.

И особо важным моментом является то, что нелинейный стиль мышления включает готовность к появлению нового [Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления / И.С. Добронравова. – К.: Лыбидь, 1990. – С.139-140]. А появление нового можно рассматривать как способ самовлияния, самодействия, самодостраивания [С. 116]. В этом случае отслеживание, рефлексия самовлияния, которое бы способствовало самосохраняющему развитию нелинейного объекта, становится одной из задач современной методологии исследования сложных нелинейных систем. Девиз самосохранения – выбор себя возможного, но существующего. Чтобы каждый последующий шаг выбора самодействия не отменял, а оптимизировал предыдущий, сохранял бы сложную систему как целое. [Кочубей Н. В. Синергетические концепты и нелинейные контексты: монография / Наталья Васильевна Кочубей. – Сумы: Университетская книга, 2009. – 236 с.

Особая роль процессов спонтанного возникновения структур в нелинейных открытых средах меняет представления о причинности.

В синергетике «ситуацию бифуркации следует рассматривать как ситуацию формирования причин: ведь именно в этой ситуации появляются варианты дальнейшего порядка, флуктуации как причины порядка … случайный выбор предшествует возникновению действующей причины. Нелинейность среды при этом может быть рассмотрена как основание самоорганизации, а критическое значение управляющего параметра как ее условие».

В 1992-ом году Ирина Викторовна Ершова-Бабенко (методолог) рассматривает нелинейность психической системы человека (психику). Под нелинейностью психических процессов автор понимает «необходимость перехода на познавательно-творческий уровень, учитывающий нелинейность психических процессов и направляющий внимание на ценность психического вектора личности, в отличие от распространённого сегодня познавательно-накопительного уровня, направленного на ценность социально-общественного вектора». [Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта / Ирина Викторовна Ершова-Бабенко. – ОДЭКОМ: Одесса, 1993. – С. 6]

«…явления нелинейности и когерентности имеют место в психической системе на уровне всех ее компонентов, в том числе и на уровне познавательной деятельности конкретной личности. Последнее мы подчеркиваем, т. к. в связи с исследованием психики нас, прежде всего, интересуют, процессы познания человеком окружающего мира и себя.

Интересно, что данный теоретический вывод был нами, фактически, получен практическим путем в экспериментах и в опытном обучении, но теоретически тогда не был осознан (см.: Ершова-Бабенко, 1986; 1988; 1990 -1992). [Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта / Ирина Викторовна Ершова-Бабенко. – ОДЭКОМ: Одесса, 1993. – С. 86].

Благодаря синергетике, «психическое» в материальном мире можно представить как опосредованную, – через перераспределение энергетических потоков, – степень изменения энтропии. Это означает, что человек – со-Творец Природы, и его диалог с ней конструирует время в каждый данный нам в ощущениях момент.

Рассмотрим взгляды на психику, психомерные среды и человекомерность с позиции психосинергетики, что характеризует Водителя/Человека в аспекте Нелинейности.

Синергетика связана с понятием нелинейности, а также представляет общий методологический подход. Синергетика стала на путь исследования процессов возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных открытых нелинейных динамических системах, находящихся вдали от равновесия, где поведение системы является неустойчивым. Как подчеркивает основатель синергетики Г. Хакен, эти структуры не навязаны системе извне, они организованы самой системой, т. е. речь идет о самоорганизованных системах, открытых, функционирование или организация которых поддерживается более или менее непрерывным притоком энергии и/или вещества в систему.

Психосинергетика ставит вопрос шире, вводя в круг рассмотрения и приток (поток и каскад) информации. Она рассматривает психику человека как природное явление, представляющее собой открытую нелинейную среду (ОНС) синергетического порядка [Ершова-Бабенко, [1992], а также психомерные среды, в которых психика может становиться и становится системообразующим переходоформирующим фактором. Основываясь на том, что организм человека, как носитель психики в прижизненной фазе, представляет собой, в том числе, и физический объект живой природы, мы можем применить и физический смысл нелинейности к рассмотрению психики человека. Однако это не обозначает переход в физикализм. Речь идет о вопросе, поставленном Г. Хакеном более 30-ти лет назад о существовании общих принципов, управляющих самоорганизацией независимо от природы отдельных частей системы. Психосинергетика трансформировала этот вопрос в вопрос о существовании подобных принципов независимо от природы нелинейного целого в нелинейном целом при рассмотрении психики как ОНС. В прижизненной фазе психика как целое включает в себя физический объект – организм человека как нелинейное целое, химическую среду организма человека как нелинейное целое, информационную и внутриличностную среду человека также выступающие как нелинейное целое. Общность этих принципов выражена тем, что существуют ситуации, в которых макроскопические свойства ОНС качественно меняются.

Принципы, управляющие самоорганизацией на уровне вещества и энергии, были рассмотрены синергетикой в достаточно полной и строгой математической теории Г. Хакена в 80-е гг. ХХ ст. (1983; 1988).

На уровне информации вопрос был поставлен приблизительно в этот же период Тоффлером (1984) в Предисловии к работе И. Пригожина с соавт. (1986).

Качественный аспект нелинейности мы обнаруживаем в таких феноменах самоорганизации как неоднозначность, неустойчивость, необратимость.

В этих случаях появление неожиданных качеств системы в определенных ситуациях становится не исключением, а закономерностью. Паттерны нелинейной динамики принято выражать такими понятиями как бифуркационный кризис, пороговый эффект или странные аттракторы. (Новое в синергетике. …,1996; Малинецкий, 2002; Малинецкий, Потапов,2002; Чуличков,2000 и др.).

Возникновение психосинергетики в 90-е гг. привело к пониманию необходимости разрабатывать аппарат нелинейной психодинамики и смыслодинамики (Одесская научная школа). Сегодня благодаря развитию психосинергетики и нелинейной психодинамики мы можем в психологии, медицине и психиатрии, в науках о психическом применять термин «порог психомерной самоорганизации» (или «психомерный порог самоорганизации»). Мы понимаем под этим определенную границу в поведении системы психической реальности (СПР) человека (психики), возникающую при крайне неравновесном состоянии, после которой она проявляет качественно новые свойства и подчиняется новым законам (состояния истерии, шока, стресса, комы, клинической смерти, травмы, шизофрении, эпилепсии и др., а также состояния творчества, озарения, инсайта и т.п.). Психосинергетика позволяет говорить о том, что после определенной границы возникает не рост беспорядка, а новый уровень порядка.

Нелинейность в понимании И. Пригожина (1990) рассматривается с динамической точки зрения с целью выяснить связи между понятиями «равновесное состояние» и «неравновесные ограничения» с одной стороны, и законами эволюции переменных этих состояний, с другой стороны. (Напомним, что единственным законом, который, по мнению ак. В. Кордюма, работает в условиях Ноосферного Сознания является эволюционный закон [Кордюм,2003].)

Для этого обратимся к диссипативным системам (за разработку которых И. Пригожин получил Нобелевскую премию). Рассмотрим его идею по поводу того, что на эволюцию влияет изменение некоторых характерных параметров, которые могут быть изменены внешними условиями – управляющих параметров. В психосинергетике это положение получило развитие в отношении параметров, которые могут быть изменены внутрипсихическим, внутриличностным миром человека. По мнению И. Пригожина, постичь объединяющий элемент в неисчерпаемом разнообразии ситуаций, наблюдаемых в природе, от беспорядочного излучения абсолютно черного тела до таких высокоорганизованных систем как живые существа, можно только через исследование нелинейных динамических систем [Пригожин, Стенгерс, 1999].

На уровне психики тоже проявляется роль динамического хаоса – нерегулярного и непредсказуемого поведения ОНС, рассмотренная в работах И. Пригожина и представителей его школы.

Причиной непредсказуемости является не влияние шумов и внешних возмущений, а собственная динамика системы, в нашем случае внутрипсихическая, внутриличностная – психодинамика. Дальнейшие исследования отечественных авторов показали, что, например, динамический хаос можно использовать в коммуникационных системах в качестве несущих информацию колебаний. Добавим, что в психосинергетике речь идет о разной масштабности и разной природе таких колебаний в психике и/или психомерной среде. При этом, как подчеркивают отечественные исследователи, хаос по своим свойствам сильно отличается от традиционных носителей информации/смысла и обладает рядом несомненных достоинств: большой информационной емкостью и конфиденциальностью при передаче сообщений. Иллюстрацией к этому может служить особенность метода проф. И. В. Ершовой-Бабенко «Создающая Сила» («Creative Power») – возможность собственного влияния человека на свое психические состояние и его изменение.Другими разновидностями динамического хаоса во внутрипсихической деятельности могут служить состояния медитации, расслабления.

Психика как гиперсистема синергетического порядка, как мы уже знаем, выражает одновременно явление нелинейного синтеза составляющих ее сред, которые по определению также принадлежат к классу ОНС [Ершова-Бабенко, 2003-2005]. В рамках такого понимания психики, взаимовлияние, например, информационного/смыслового и эмоционального потоков/каскадов, производимых человеком, происходит на основе когерентной нелинейной обратной положительной связи и сопровождается их усилением, в т. ч. и внутри самого человека, на уровне его внутрипсихического мира.

Психосинергетика рассматривает сложное поведение психики человека и саму психику как сложноорганизованную систему (среду) синергетического порядка. Такая позиция (в том числе опытные результаты) продемонстрировали уникальное явление – нелинейный синтез ОНС сред/систем [Ершова-Бабенко, 2003].

В работах С. Курдюмова получает теоретическое обоснование принцип более высокой скорости развития целого по сравнению с его частями, а развитие определяется не столько прошлым, сколько будущим. Это принципиально важно в контексте концепции нелинейности, которая в современной философии, психологии (политологии, педагогике, социологии, теории управления) и методологии науки сменяет жесткие детерминистические модели.

В рамках психосинергетики разработаны и реализуются на практике методики обнаружения (диагностики), коррекции и формирования структур аттракторов, создаваемых психикой человека – ценностей, смыслов, напряженностей, болезней и прочих структур разного уровня субъектов поведения – личности, группы.

Принципы нелинейного синтеза, обоснование идеи гиперсистемы психики с новых позиций дают надежду избежать фатальности Первого Ноосферного Кризиса [Кордюм, 2001].

Новая эпоха характеризуется единым стремлением всех сфер жизнедеятельности к достижению уровня единого целого. Ведущим компонентом этого процесса является наука. Одна из главных задач синергетики – это познание сквозных закономерностей в поведении нелинейных открытых сред самой различной природы: физических, биологических, информационных, познание принципов самоорганизации, подчинения, усиления.

Синергетика раскрывает общность закономерностей и принципов самоорганизации различных макросистем: физических, химических, биологических, социальных, включая и те, что привычно связывают с представлениями о медицине, образовании, философии. Это не только ввело в культурный обиход базовые представления о единстве всего сущего, об общности закономерностей неживой и живой природы, природы и культуры, но и изменило представления о роли, месте и назначении человека в мире, системе их взаимоотношений. Значимый вклад в методологию этих исследований внесла психосинергетика.

Поэтому психосинергетика пришла к выводу, что происходящие изменения в жизни общества требуют способности (умения) легко и быстро реагировать, не предъявляя претензий за несоответствие желаемого и получаемого, «не застревать» в подобных чувствах, ситуациях, быстро оценивать и соизмерять реальное и возможное; способности гибко изменяться, создавать и сохранять себя, при этом, не разрушая Другого и Природу. Это особый стиль жизни и мышления, который назван психосинергетическим, особый характер общения, прежде всего с самим собой, что позволяет человеку и окружению одновременно и бесконфликтно «быть» и при этом «быть в становлении». Особый «Диалог Человека и Природы» (по Пригожину)«Наука – это диалог между человеком и природой, – пишет Пригожин, – диалог, а не монолог…» (34).