Исследование структуры ценностной сферы и диагностика внутреннего ценностного конфликта личности студентов-медиков
МЕДЯНОВА Е. В.,
аспирант кафедры философии
Одесского государственного медицинского университета
Целью данной работы является изучение влияния когнитивных факторов на структуру ценностной сферы личности (ЦСЛ) студентов начальных курсов медицинского университета в свете постнеклассической парадигмы.
В рамках указанной цели проведено поисковое исследование структуры ценностной сферы (методика Ш. Шварца) и диагностирование внутреннего ценностного конфликта (методики Е. Б. Фанталовой) личности студентов – медиков [4,9].
Экономические, социально-культурные изменения, которые переживает наше общество в последние десятилетия, глобальные изменения всей цивилизации, связанные с ростом информационных, биологических, социальных технологий, скоростью и мощностью информационных потоков, приводят к неизбежным трансформациям всей культуры человека, его ментальности [2], подхода личности к казавшимся незыблемыми ценностно-нормативным ориентациям [10].
В основе ценностей лежит система воспринятых социальных категорий морали (социальная составляющая). Ориентируясь в широком спектре смысловых универсалий общества, индивид выбирает из них те, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. С. Л. Рубенштейн конкретизирует двойственную природу возникновения ценностей, указывая на то, что ценности производны от соотношения мира и человека. И соответственно, если конструктивно меняется одна составляющая этого уравнения – мир, то и вторая – человек, а в частности его ценностная сфера (внутриличностная составляющая) неизбежно подвергается изменениям [8].
Но на формирование ценностных ориентаций оказывает влияние не только социальная среда, как макросреда, охватывающая общие закономерности и особенности развития социума на конкретный момент времени, но и микросреда, т.е. непосредственное социальное окружение личности – семья, трудовой и ли учебный коллектив, направленность групп общения, особенности профессиональной среды и т. п. При этом личность не пассивный участник формирования своей ценностной системы, преломляя в себе ценностные ориентиры современного общества, личности трансформирует их в индивидуально сформированное целое.
Актуальность данной проблематики связана с увеличением пороговой разности между доминирующими прагматическими ценностями сегодняшнего общества и традиционной гуманистической направленностью ценностных ориентаций, свойственных профессии врача, медработника со времен Гиппократа.
Для реализации цели исследования выбраны методики
1) Ш. Шварца (1992) – методика по изучению ценностей личности (индивидуальных различий) методику в адаптации Карандашева В.Н. (2002) [4]; 2) ценностно-ориентированная система методик «диагностика внутреннего конфликта» Фанталовой Е. Б. (1997) [9].
С помощью перечисленных методик нами было обследовано 75 студентов первого и второго курса Одесского государственного медицинского университета, в возрасте 17 – 23 года.
Процедура проведения тестирование была проведена в стандартных условиях.
Целью этого эксперимента являлось исследование структуры ценностной сферы и диагностирование внутреннего ценностного конфликта личности студентов – медиков.
Разрешение этого ценностного конфликта внутри личности студентов-медиков осложняется несформированностью ценностной сферы личности, характерной для данной возрастной группы (17-23 года) и высокой скоростью и большой агрессивностью информационного потока, с которым приходится справляться студентам-медикам [11, 7]. При этом основное направление обучающего процесса нацелено на точность запоминания и копирования существующих знаний и навыков.
Это приводит к снижению навыка самостоятельности мышления и скорости адаптации к высокоскоростным изменениям внутренней/внешней среды.
Рассмотрим модель ЦСЛ до начала профессионального образования. Она представляет собой устойчивую фигуру – треугольник (рис.1 а), состоящий из ценностей социума (ЦСоц), ценностей семьи (ЦСем), включающих профессиональные ценности родителей и ценностей самой личности (ЦЛ).
Рис. 1. Изменение модели ЦСЛ на начальном этапе профессионального обучения
Как показано на рис.1 после начала профессионального обучения модель ЦCЛ усложняется: актуализирующиеся ценности профессиональной группы (ЦПр) превращают треугольник в ромб. При этом изменение пространственного центрирования ЦСЛ (концепция Ершовой-Бабенко И.В., 2008-2009) приводит к возникновению внутриличностных напряжений и ценностных конфликтов. Такая составляющая ЦСем, как профессиональные ценности родителей, может оказывать влияние на особенности структуры ценностной сферы студентов-медиков.
Так по результатам нашего исследования, проведенного по методикам исследования ценностей личности [4] и [9] были выявлены диссонансы и различия в иерархической ЦСЛ студентов-медиков из семьи врачей и студентов-медиков, родители и родственники которых не имели отношения к медицине (см. рис.2 и 3).
Как видно из рисунков 2 и 3 для ЦСЛ студентов-медиков характерно приоритетное значение на уровне нормативных идеалов ценностей: «достижения» – личный успех в соответствии с социальными стандартами; «самостоятельности» – самостоятельность мысли и действия; «доброты» – сохранение и повышение благополучия близких людей, а на уровне практических поступков (индивидуальных приоритетов) ценностей «достижения», «самостоятельности» и «стимулирования» – волнение и новизна. При этом ценность «стимулирование» является отвергаемой на уровне идеалов (9-ый ранг). У студентов-медиков ценность «универсализм» – понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы, диагностирована в тройке отвержения (ранги 8-10) на уровне идеалов, а на поведенческом уровне занимает срединное положение (5-й ранг). Таким образом, можно констатировать наличие внутреннего межуровнего конфликта ЦСЛ, т.к. ценности «стимулирование» значима для данной возрастной группы, а «универсализм» – для исследуемой профессиональной группы [6].
Рис.2. Диаграмма распределения рангов ценностей на уровне нормативных идеалов личности студентов-медиков
Рис.3. Диаграмма распределения рангов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов личности студентов-медиков
Для ЦСЛ из семьи медиков свойственна в целом большая сбалансированность приоритетов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне конкретных поступков (методика Шварца), что, с нашей точки зрения, говорит о лучшей адаптации к ценностям профессиональной среды.
В то же время, для них характерен более острый конфликт между данными уровнями в ценности конформизма и достижений. Конформизм, как профессиональное требование, осознается как идеал, но отторгается на уровне поведения (рассогласование в 4 ранг), при этом у студентов не из медицинских семей по данной ценности конфликт между уровнями всего 2 ранга. Ориентация на конформизм в идеалах является не типичной для данной возрастной группы.
По ценности достижений, более свойственной прагматической направленности современного общества, у студентов из медицинских семей также возникает конфликт: на уровне идеалов – это первый ранг значимости, а в поведении – четвертый. Для студентов, не из медицинской среды, по данной ценности конфликт незначителен – расхождение в один ранг.
Мы читаем, что это вызвано их большей ориентацией как на уровне должного, так и на уровне конкретных поступков на приоритеты общества.
Данные, полученные на выборке студентов-медиков по ценностно-ориентированной системе методик «диагностика внутреннего конфликта» [9], характеризуют ЦСЛ из семей врачей, как более бесконфликтную, сбалансированную, но те конфликты, которые ей присущи, как и в ценностной сфере студентов, не имеющих в семье медработников, более острые и имеют типичную окраску для медицинской среды – значимость ценности «здоровья» и нацеленность на работу, в ущерб ценности «семья» (см. таблицу 1). При этом для студентов из семей медиков менее характерно состояние внутреннего вакуума, когда доступность ценности значительно превышает ее значимость (Д-Ц>3).
В целом, по нашему мнению, для студентов из семей врачей характерна более высокая стадия формирования иерархической структуры ЦСЛ и более высокая активность выработки индивидуальных приоритетов ценностей личности.
А ЦСЛ студентов-медиков не имеющих в семье врачей, более ориентированна на ценности социума («семью», «любовь», «уверенность» в себе) и характеризуется большим числом состояний внутреннего вакуума в отношении некоторых ценностей («красота», «познание» и «творчество»).
Для всей выборки характерно это состояние в отношении ценности «активной жизни», ее большая доступность, чем значимость для студентов-медиков.
Таблица 1. Соотношение показателей значимости (Ц) и доступности (Д) типов ценностей личности по методике
Фанталовой Е. Б.
Тип | Ценность | Студенты | Студенты | В сред- |
Ценностей | из семей | из сем., где | нем по | |
доступность | врачей | нет врачей | выборке | |
Активная жизнь | Ц | 4,28 | 3,80 | 3,96 |
Д | 7,2 | 7,06 | 7,11 | |
Здоровье | Ц | 10,52 | 8,82 | 9,38 |
Д | 4,12 | 3,88 | 3,96 | |
Интересная работа | Ц | 5,68 | 5,06 | 5,26 |
Д | 5,6 | 5,69 | 5,66 | |
Красота | Ц | 2,84 | 1,65 | 2,04 |
Д | 4,28 | 4,98 | 4,75 | |
Любовь | Ц | 6,36 | 7,57 | 7,17 |
Д | 5,4 | 5,20 | 5,26 | |
Мат.обеспечение | Ц | 5,32 | 5,59 | 5,50 |
Д | 4,12 | 3,86 | 3,95 | |
Друзья | Ц | 7,68 | 6,47 | 6,87 |
Д | 7,28 | 6,22 | 6,57 | |
Уверенность в себе | Ц | 5,36 | 6,18 | 5,91 |
Д | 6,72 | 6,90 | 6,84 | |
Познания | Ц | 5,12 | 4,80 | 4,91 |
Д | 6,92 | 7,78 | 7,50 | |
Свобода | Ц | 5,2 | 5,57 | 5,45 |
Д | 5,36 | 6,39 | 6,05 | |
Семейная жизнь | Ц | 7,64 | 8,04 | 7,91 |
Д | 3,76 | 3,10 | 3,32 | |
Творчество | Ц | 2,92 | 2,24 | 2,46 |
Д | 4,68 | 5,12 | 4,97 |
Как следует из вышеприведенной таблицы 1 показатель R – сумма расхождений по «Ценности» (Ц) и «Доступности» (Д) по модулю для всех 12-ти понятий, рассчитанный нами в соответствии с методикой, выявил, что для данной выборки он больше нормы: для мужчин выборки R= 39,39 для женщин R=39,72 при норме для мужчин 33,07±1,7 и для женщин 37,02±1,6 [9, с. 6]. Среднее рассогласование по Методике Шварца – рассогласование между уровнем нормативных идеалов и уровнем индивидуальных приоритетов – 20 (по статистическим данным обследования студентов в 2000 г. Для них этот показатель составлял – 11) [4, c. 41-45].
Исходя из полученных данных, можно говорить о наличии конфликтов ЦСЛ у обследованных студентов – медиков (ценностного внутриличностного конфликта). При этом у двух анализируемых групп студентов (из семей медиков и из семей, в которых нет медработников) данный конфликт имеет разную специфику: ЦСЛ студентов из семей медработников менее конфликтна, более сбалансирована, но имеющие место единичные конфликты носят более острый характер, а ЦСЛ студентов из семей, в которых нет медработников, имеет большое число мелких конфликтных диссонансов с доминирующей направленностью к состоянию внутреннего вакуума.
Не структурированность ценностной сферы, наличие большого числа равнозначных для субъекта ценностей, приводит к ситуациям невозможности одновременной реализации этих ценностей в жизненных ситуациях, соответственно, невозможность выбрать главное и второстепенной, что вызывает обострение внутриличностного ценностного конфликта, и как следствие возникновение негативного психологического состояния. Если перегруженность ценностной базы значительна, то такой вариант разворачивания событий становится систематическим, закрепляя чувство неуверенность в себе, или благодаря защитным механизмам психики – перенесением этой неудовлетворенности на внешние обстоятельства жизни.
Кроме того, при достижении критического порога перегруженности для возможности индивида происходит «слом» – нервный срыв, болезнь. Также личность становится негибкой, неспособной конструктивно и быстро реагировать в изменившейся обстановке в результате несбалансированности и перегруженности ЦСЛ. Но если ЦСЛ не является цельной структурой, а представляет собой разрозненный, а зачастую и конкурирующий друг с другом набор конструктов, это делает невозможной адекватную адаптацию личности в постоянно меняющихся жизненных обстоятельствах. В зависимости от ситуации жизни у такой личности то одна, то другая ценность выходит на первый план. Соответственно, такой человек будет отличаться нестабильным поведением, что приводит его к накоплению объективных проблем в области коммуникации, практической деятельности и внутриличностному конфликту идентификации.
А сегодняшняя обстановка требует не только постоянной готовности к переменам, но и способности самим изменяться в соответствии с требованиями времени, не теряя при этом своей личности и значимых для не ценностных ориентиров, способности «оставаться собой», но и не враждовать с миром.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Состояние ценностной сферы личности является психогенным фактором, способным стимулировать развитие состояния эмоциональной напряженности.
2. Те или иные воздействия на ценностные ориентации личности со стороны макро – и микросоциальной среды могут вызвать индивидуальное к ним отношение и ответ в виде возникновения внутреннего ценностного конфликта.
3. При чрезмерных по силе или астенических по окраске и направленности эмоциях может развиваться негативное состояние эмоциональной напряженности, характеризуемой временным, а при длительном напряжении и стойким понижением устойчивости психических и психомоторных процессов (Василюк Ф. Е., Бойко В. В., Березин Ф. Б., Ершова-Бабенко И. В.).
Литература
1. Боринштейн Е. Р. Кавалеров А. А. Личность: ее языковые ценностные ориентации: Монография – Одесса: Астропринт, 2001. – 168 с.
2. Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности. (Концептуальная модель). Монография. – В.: NOVA KNYHA, 2005. – 360 с.
3. Ершова-Бабенко И. В. Ценностная сфера личности и личностная политравма в свете концепции осевой центрации // Наука і освіта – 2009 (в печати).
4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.
5. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний: Метод. рекомендации для интернов и врачей / Сост. Менделевич Д.М., Яхин К.К. – Казань, 1978. – 23 с.
6. Медянова Е. В. Исследование структуры ценностной сферы личности студентов-медиков. // Наука і освіта – 2009 (в печати).
7. Простаков М. Ю. Зміни емоційної стійкості майбутніх медиків у процесі професійної підготовки//Актуальні проблеми психології. збірник наукових праць інституту психології ім.Г.С. Костюка АПН України. / за ред. Максименка С. Д. –К.: «Логос», 2008. – т.7, вип.15. – С. 255 – 259.
8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд.- М., 1976. — 416 с.
9. Фанталова Е. Б. «Диагностика внутреннего конфликта»// Тематическое приложение № 2 к «Журналу практического психолога». М.: «Фолиум», 1997.
10. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психол. журн. — 1991. —Т. 12. — № 6. – С. 154-167.
11. Ершова-Бабенко И. В. Исследование влияния агрессивности информационно-эмоциональной среды (нервная анорексия). // Український вісник неврології.- Т.10, вип.1 (30), 2002, додаток: матеріали ІІ Національного конгресу неврологів, психіатрів та наркологів України. С.81-82; Проблемы экологии психики в условиях агрессивности информационно-эмоциональной среды. Психосинергетическая концепция.