Ценностная сфера личности и личностная политравма в свете концепции осевой центрации
Ершова-Бабенко И.В.
Понятием «личностная политравма» мы хотим выразить личностные последствия на уровне ценностной сферы личности в условиях события, в данном случае – это «развал Союза», и его социально-психологический культурно-национальный контекст – последствия на территории Украины.
Будем исходить из утверждения, что ценности, выбранные личностью, наличие и характер межценностных внутриличностных и межличностных связей (коммуникация) определяют формы поведения и деятельности, состояние личности, что в процессе жизни у человека образуется личностно ориентированный ценностный (в данном случае ценностно ориентированный личностный) каркас, ценностная сфера личности. Этот каркас представим в виде объема-шара. Введем понятие «осевая организация», выражающее осевую организацию внутриличностного пространства, времени, ценностей и др., подразумевая, что ценностей-осей у каждой личности определенное множество или совокупность. (В справочной литературе понятие «совокупность» определяется через понятие «множество»).
Введем понятие «осевая центрация» и «ценностная осевая центрация» внутреннего мира личности (ВМЛ), подразумевая, что лидирование (вес) определенных ценностей приводит к соответствующей осевой центрации личности, а «шар» видоизменяется, не распадаясь. При этом формирование ценностного каркаса личности, личностно ориентированной совокупности ценностей происходит путем образования внутриличностных межценностных связей, в зависимости, как подчеркивает М. С. Каган (2004) от потреб-ностей социокультурной среды и от собственной активности личности. Добавим, и от личностных ценностей.
(Также, в зависимости от уровня и аспекта рассматриваемого вопроса могут быть обозначены ценностная осевая центра-ция группы, партии, организации, сообщества, культуры, поскольку все они являются порождением личностных проявлений человека в деятельности). В таком понимании существенную роль приобретает позиция о наличии у каждого тела от природы определенного количества внутренней энергии (дельта У внутр) (наряду с кинетической и потенциальной, выделяемых в рамках макроскопического подхода к материи), которая обусловлена поступательным движением, вращением и колебанием атомов; энергией электронов и ядер. С более общей точки зрения внутренняя энергия включает в себя все виды энергии, обусловленные силами, за счет которых поддерживается структура системы1.
Рассматриваемую форму личностной политравмы мы считаем возможным выделить в самостоятельную из группы тяжелых личностных повреждений и назвать ее диффузным повреждением ценностных связей личности, относящимся к культурно-национальному типу (сокращенно – ДПЦС личности) и вызванным высокоскоростным изменением ценностных предпочтений социокультурной среды.
Данный тип повреждения ценностного аспекта личности характеризует наше время (период после распада Союза) и отличается особенностями:
-является следствием ценностно значимой для личности высокоэнергетической/ эмоциональной травмы в условиях ускорения социально-психологических, информационных, культурно-национальных процессов изменения ценностных предпочтений социокультурной среды;
-основные разрушения локализуются в ценностном аспекте личности – происходит разрыв связей в ценностном каркасе личности в результате смещения друг относительно друга ценностных «слоев» общества и личности;
-характерно изначальное состояние шока от произошедшего сдвига/разрушения системы ценностей, переходящее со временем в длительное коматозное состояние личности, которое сменяется апатией, «вегетативным» состоянием личности, которое может продолжаться до нескольких лет, пока не сменится реальным заболеванием организма; в некоторых случаях реализуется схема «шок-болезнь-выход из болезни/надежда-потеря надежды-апатия-болезнь»;
-если и достигается выход из глубокой апатии или «вегетативного» состояния личности, спада ее социальной активности, то по мере выхода выявляются множественные деформации личности, психики и нервной системы под влиянием культурно-ценностной депривации – уныние, арессия, вялотекущее проживание оставшихся лет, выраженные неврозы, депрессии, которые могут трансформироваться и в психические расстройства в виде абулии, аспонтанности, резкой социально-культурной истощаемости. Как уже было сказано, это состояние может продолжаться до нескольких лет, а учитывая сохраняющееся депривационное воздействие социально-культурной, ценностной среды, состояние переходит в стабильно болезненное, зачастую «безличностное», «пофигистское»;
-в динамике эта картина может сменяться прогрессирующей атрофией ценностного аспекта как личности, так и социокультурной среды в целом;
-системы восстановительных действий того же уровня – государственного, социального, культурно-национального, не существует; попытки таких действий осуществляются в основном на уровне семьи и друзей; одним вариантов групповых восстановительных действий становятся новомодные организации самого различного типа и направленности.
Для изложения материала в терминах постнеклассики и психосинергетики введем понятие «нарушение осевой пространственной центрации» ценностного каркаса личности, возникшее в результате перенесенной культурно-национальной политравмы с наличием ДПЦС личности. Следствием ДПЦС личности является нарушение осевой пространственной центрации всего ценностного каркаса личности , т. е. всех тех зон, в которые направляются соответствующие сигналы (пучки и ансамбли сигналов) личностно-ценностных намерений, обеспечиваемых мозговой деятельностью (синхронизирующие, активизирующие, тормозящие). Введем также понятие «нарушение осевой временной центрации» ДПЦС личности.
В соответствии с методологическими представлениями постнекласси-ческой науки мы приходим к явлению пространственно-временной организации открытых нелинейных самоорганизующихся систем/сред (ОНС) различной природы, выделенных и описанных в теории изменений и диссипативных сред И. Пригожина (1947, 1986, 2003), в синергетике Г. Хакена (1991;2000), в психосинергетике И. Ершовой-Бабенко (1989; 1992; 2005), в нелинейной динамике Г. Малинецким (2006) и др.2345
К данному классу сред современная наука относит культуру, социум/общество, психику, личность, мозг, организм человека, что позволяет нам с этих же позиций рассматривать и ценностный каркас личности.
В терминах психосинергетики введем также понятие «нарушение осевой пространственно-временной центрации» (ОПВЦ) ценностного каркаса (сферы) личности, в частности, в условиях диффузно-ценностного повреждения личности на культурно-национальном государственном уровне. Также в этих терминах будем рассматривать функционирование организма и психики/личности в единстве трех систем: мозг/организм, психика/личность, ценности, оперируя терминами «психомерная», «ценностномерная» среда», т. е. среда, в которой психика/личностные ценности и/или их состояние являются или становятся управляющим параметром.
Под управляющим параметром (УП) в психосинергетике, вслед за си-нергетикой Г. Хакена, принято понимать сверхмедленные «вечные» переменные как мегауровень, вышележащий над макроуровнем. УП выполняют роль параметов порядка для макроуровня. Плавно меняя УП, можно менять системы нижележащих уровней. Иногда эти изменения выглядят весьма бурно, кризисно, и тогда говорят о критических (бифуркационных) значениях УП. Эти параметры входят в триаду уровней. Под параметрами порядка (ПП) принято понимать долгоживущие коллективные переменные, задающие язык среднего макроуровня. Сами они образованы и управляют быстрыми, короткоживущими переменными, задающими язык нижележащего микроуровня. Последние быстрые переменные ассоциируются для макроуровня с бесструктурным «тепловым» хаотическим движением, неразличимым на его языке в деталях. Известен пример озера, на котором плавают лодки. Электрическое поле можно уподобить волнам на воде, а электроны — лодкам. Распространяясь по поверхности озера, волна то поднимает, то опускает лодки. Аналогичным об разом электрон движется в такт с колебаниями напряженности электрического поля. Это и есть принцип подчинения Г. Хакена6. В нашем случае роль волны выполняют ценности, а лодки – личность. При каких значениях каких параметров «кораблик» -Л перевернется, а при каких, поднимаясь на волнах, останется на плаву?
Важным моментом в рассматриваемых случаях политравмы ценностной сферы личности по типу ДПЦС является смещение друг относительно друга травмированных зон ценностной сферы, т. е. смещение осевой пространственно-времен, ценностной центрации личности, наряду со смещением друг относительно друга других «слоев» системы личности.
Например, если ценностно-культурологические травмы, переживаемые личностью расположены все по, условно, «одной стороне» ценностной сферы, то происходит смещение оси пространственной центрации личности, которое одновременно по принципу фрактальности ОНС представлено в образе и/или конструкции другого уровня, психического, эмоционального/энергетического, двигательного, на уровне памяти, восприятия, мышления, поведения. Это возможно еще и потому, что отношения и характер связей между уровнями осуществляются в рамках психосинергетической модели «нелинейное целое в нелинейном целом»7, когда «внутреннее» целое может влиять на «внешнее» целое, а также меняться с ним местами также и при достаточной смещенности осевой центрации, когда «система переворачивается» и, соответственно, оси. Поскольку каждая личность имеет индивидуальный порог чувствительности к деформации своего внутреннего мира ценностей, то влияние ценностно-культурологических изменений в государстве для одних людей не является личностно травматичным, а для других – это переход в состояние жизни с личностной травмой ценностного порядка. Это обнаруживается с помощью определенного типа диагностики и выражено, например, разделенностью зон в фиксируемом восприятием социально-культурном пространстве – некоторые зоны начинают восприниматься отдельно друг от друга (в норме они синтезированы в некоторое целое разной степени организованности) и также отдельно они теперь будут представлены в памяти. В определенной степени это напоминает признаки аутичности, что позволяет допустить существование личностно-ценностной аутичности.
В таком случае можно говорить о явлении фрактальности, выраженном разрывом связей на уровне личности (ценности), на уровне психики (образ, конструкция), на уровне социального поведения, деятельности человека (поступки, степень их адекватности потенциальным характеристикам/ возможностям). Фрактали (фрактальные объекты) – одно из «собственных», «особых» понятий синергетики, где одно из определений гласит, что это множества, которые обладают свойством самоподобия, масштабной инвариантности, т. е. малый фрагмент структуры фрактального объекта подобен другому, более крупному фрагменту или даже структуре в целом8. В психосинер-гетике это понятие расширено в отношении психики: мы подразумеваем существование единства пространственно-временной фрактальности как на разных уровнях и в разных фазах психики/системы психической реальности, так и на уровне гиперсистемы в целом. Фрактальность в рамках принципа «нелинейное целое в нелинейном целом» выражает мгновенное подобие – подобное включение процессов, подобное формирование состояний и т. д.
Психосинергетика: постнеклассическое определение психики
В контексте современного постнеклассического этапа развития науки (70-е гг. ХХ – первое десятилетие ХХI вв. в рамках классификации В. Степина) психосинергетика определяет психику как гиперсистему синергетического порядка, открытую нелинейную самоорганизующуюся (ОНС) иерархо-неиерархическую среду/систему с фазовой многомерной, центрированной по осям пространства и времени (в т. ч. они могут быть блуждающими), но в тоже время целостной структурой, существующей во многих измерениях одновременно. Выделены три фазы: дожизненная – до момента зачатия, прижизненная – от момента зачатия до момента смерти, выраженная в том числе и системой психической реальности (СПР); постмортальная. Гиперсистема демонстрирует проявление фазовых состояний различных видов и уровней самоорганизующихся процессов.
Целостность психики раскрывается в психосинергетике через множество измерений – пространственных, временных и пространственно-временных одновременно, информационных и энергетических (в т. ч. эмоциональных), индивидуального прижизненного и трансличностного коллективного Бытия и Становления, субстратных и процессуальных, соотносимых с уровнями живого, неживого и виртуального. При этом имеют значение локализованные целостности, транспортируемые без их активизации на длительные расстояния в пространстве и во времени внутри гиперсистемы психики и ее фаз как ОНС сред.
Такое понимание психики подчеркивает особую роль, которую получают в ее поведении самоорганизующиеся структуры (самоорганизация)9.
С точки зрения психосинергетики, психика человека по определению выражает сосуществование в режимах самодостраивания, положительной и отрицательной синергии, информации и энергии (в т. ч. эмоции в прижизненной фазе) в единстве их психического проявления, т.е. психика обладает информационными и энергетическими (в т.ч. эмоциональными) источниками и стоками, которые могут быть и потенциальными в каждой своей точке. В понимании потенциальности мы исходим из позиции И. Баблоянц (школа И. Пригожина), в соответствии с которой при макроскопическом походе к материи считается, что каждое тело ассоциируется с определенным количеством энергии и эта энергия может быть подазделена на три вида – внутреннюю, кинетическую и потенциальную. В частности, потенциальная энергия возникает в результате действия сил гравитации Земли (дельта Е потенц), величина этого вида энергии зависит от положения тела в пространстве10.
В связи с этим в психосинергетике вводится понятие «адекватность потенциальности». Психика обменивается энергией/эмоциями и информацией не только с внешней для человека, для организма средой, но, прежде всего, с внутрипсихической средой, т. е. внутри себя с собой, с организмом, с личностными структурами человека. Присутствие и характер проявления источников и стоков в психике варьирует в зависимости от её фазы, порога, состояния и порога скорости.
Личностная структура соотносится с системой психической реальности, выражающей прижизненную фазу гипресистемы психики. Методологическим выражением этого соотношения выступает позиция психосинергети-ки «целое в целом» как нелинейное целое в нелинейном целом, а не дихотомия «часть-целое». При этом сложность системы психики и личности определяется способностью создавать более сложное, чем она сама. Личность и ценностная сфера личности также рассматриваются как сложная нелинейная самоорганизующаяся среда, система синергетического порядка.
Критическая разность (в терминологии Г. Хакена) (критический порог в терминологии И. Пригожина) является маркером возникновения травмы как психической, так и личностной, и черепно-мозговой, например, в условиях диффузно-аксонального повреждения головного мозга (ДАП). Как показано в11, именно такая разность, а не любая, ведет к разрыву связей на многих уровнях: мозг – разрыв аксонных связей; организм – разрыв связей между сигналом и реагированием органа; скелета – смещение при переломах; внутриличностная структура – разрыв связей между имевшимся до травмы представлением («картинкой в памяти») о себе, о пространстве, об отношениях, разрыв связей между личностными, социокультурными ценностями и т. д.
Определяя психику в психосинергетике подчеркивается, что для человека психика выступает и как специфическая реальность, которая выражена совокупностью динамических состояний системы психической реальности (СПР), peaлизуемых в разных измерениях на разных уровнях и скоростях, в том числе на информационно-ментально-духовно-эмоциональном (ИМДЭ) личностно ориентированном уровне. Как личностное целое она содержит множество личностно ориентированных структур-аттракторов. Постоянное изменение одного или группы состояний личности и ее ценностной сферы создаёт картину нелинейной динамики личностных процессов.
Рефлексия при диффузном повреждении имеет место, но психика, личность, организм, мозг не имеют при этом адекватной оценки себя, своего состояния и совпадающих координат. Имеются в виду не только координаты пространства, времени, но и ценностные координаты личности, сообщества, координаты социальных норм. При такого типа травме на уровне ценностной сферы личности «сбит» контроль опасности одновременно на многих уровнях: например, на уровне организма (распространяется и на Биосферу, т. к. законы не действуют) [9], на уровне личности (распространяется и на Ноосферу, т. к. законы не имеют окончательной формулировки), на уровне психики (распространяется и на Альфасферу12, т. к. законы не известны).
В свете сказанного возникает модель действия/протекания/разворачивания ценностно ориентированной травмы личности в условиях высокоско-ростной смены культурно-национальных этических, ценностных норм в государстве как модель особого типа личностной политравмы. Такая травма отличается разрывом ценностных связей между личностью и социально-культурной средой проживания, вследствие возникшего «в одночасье» критического порога между привычной и возникшей нормой культурно-национальных ценностей в обществе.
Поскольку разрыв связей наблюдается на нескольких уровнях одновременно, такой тип травмы назван личностной политравмой, происходящей в условиях диффузно-ценностного повреждения ценностной сферы (каркаса) личности – разрыва ценностных связей на культурно-национальном уровне. Условия изменились намного быстрее, чем личность способна изменить систему своих ценностей. Кроме того, система ценностей, возникая в процессе формирования и развития личности, отличается тем, что изменяется медленнее других личностных показателей.
В истории культуры духовным ценностям, принимаемым личностью, всегда уделялось особое внимание. В научной и в художественной литературе присутствуют образы глубочайшей трагедии, переживаемой личностью при нарушении целостности ее ценностного мира. Именно разрушение этой сферы приводит, особенно в славянской традиции, к гибели личности или к такому стремлению. К сожалению, сегодня наблюдается смешение таких понятий как личностная ценность и ценность информации/ценная информация. Последняя, например, в каслеровской трактовке определяется как «случайно запомненный выбор».
Данная трактовка широко принята в синергетической теории информации,что никак не связывает ее с понятиями «ценности личности», «ценностная сфера личности», не предполагает замены одного другим.
Ведь атрибутивным качеством личности «является потребность и способность духовного самоутверждения, осуществляемого в ходе свободного выбора жизненных ценностей и обусловливаемых ими форм поведе-ния и деятельности, …» и далее «индивидом человек рождается и остается им независимо от социальных и культурных условий его существования, а личностью он становится - или не становится – в зависимости от потре-бностей социокультурной среды и от его собственной активности» (выделено нами – И. Е.)13, а также от личностных ценностей.
То, что происходит в последние полтора десятилетия на территории Украины отличается резким изменением социально-культурной среды и формируемых искусственно ее потребностей, одним из выражений которых является признание нормой снижения собственной активности личности и снижения ценности ценностной сферы личности.
В своих работах я рассматриваю такое явление как нарушение осевой пространственно-временной центрации психики человека, а также его личности в условиях психотравмы определенного типа или ЧМТ головного мозга [5;6;12] аналогичного типа. Под типом в данном случае имеется в виду присутствие высокой скорости при получении травмы и большой личностной значимости потери, приводящих к разрыву связей соответствующего уровня.
Это может быть потеря близкого человека, потеря трудоспособности, частей тела или определенных своих функций – способности писать, говорить, рисовать и под. Следовательно, это потеря/деформация образа себя, представления о своем месте, роли и возможностях в обществе, в семье, внутри себя.
Если для организма, мозга и его психики правомерно говорить о предпочтениях как осях, существующих в них наряду с пространственно-временной центрацией, то для личности, для культуры в которой эта личность становится – рождается, формируется и живет, существуют не только эти уровни осевой центрации, а также оси личностных и культурологических ценностей, привязанностей, смыслов, порождаемые по определению как средой, так и самим человеком.
Поэтому, если мы примем концепцию осевой, в т. ч. ценностной центрации культуры, личности, их синтеза или сочетания, соглашаясь с утверждением, что именно состояние осевой центрации – например, сбиты ли оси и в какой степени, присутствует ли их равновесность-неравновесность-сильная неравновесность, определяемая с позиций адекватности относитель-но данной культуры или личности, а также относительно данной стадии жизни каждой из них, то мы можем руководствоваться образом деформации ценностной осевой центрации для личности с определенными структурой и уровнем ценностей, аналогично и для культуры, а также другими характеристиками, о которых мы будем говорить ниже.
Технология раскачки, применяемая, например, в Украине на всех ее уровнях и, в частности, на уровне культуры и личности, сферы их ценностей, а не только экономики, образования, медицины, в принципе, известна с древнейших времен.
Когда хотели сдвинуть с места что-то крупное, например, валун, то его раскачивали общими усилиями до тех пор, пока он не сдвигался с места. Какое-то время он катился по инерции, пока снова не останавливался. Тот, кто был посообразительнее, понимал, что выгоднее не допустить остановки. Поэтому «ресурсосберегающая» технология древности строилась на том, чтобы в нужный момент подталкивать валун и тогда он продолжал катиться.
Если «сообразительный» не учитывал наклон или слишком разгонял валун, то возникала еще одна не менее трудная задача – а как его остановить и остановить там, где это необходимо.
При решении этой задачи бывали несчастные случаи, когда, например, те, кто занимался остановкой, недооценивали силу валуна и переоценивали свои силы. Они, как известно из истории, погибали, раздавленные валуном, т. е. «массой тела».
В рамках понятия «оси объемной фигуры» мы бы сказали в приведенном примере, что, когда «тело» центрировано относительно его центральной оси или относительно того, что выполняет роль такой оси, то оно находится в устойчивом состоянии, т. е. в соответствии с синергетическим образом, оно может раскачиваться и даже вращаться, вибрировать в определенных границах, но при этом оно не сдвигается с места. Если мы используем образ объемного жидкостного тела, то, соответственно, внутри него движение разных видов может сохраняться при том, что само тело, если и будет изменять свой объем, то степень изменения не приведет к сдвигу всей массы объема в другую точку центрирования оси. Например, у океана есть приливы, но он не переворачивается, т. е. он не изменяет кардинально свою осевую центрацию. Для океана центральной осью является сила тяготения Земли.
Для культуры и личности (в группе или отдельно) такой осью являются или становятся ценности и привязанности, связи этого уровня, формирующие модель отношений, смыслы жизни, деятельности и отношений. Тема осевой ценностной центрации личности представляет, на наш взгляд, определенную сложность. Раскроем это утверждение. Чем определяется то, что для одних «развал Союза» и, соответственно, «развал Советской Украины» стал непоправимой трагедией, а для других – лишь определенным уровнем трудностей с той или иной продолжительностью?
Наш ответ на этот вопрос связан с понятием осевой ценностной центрации личности, культуры, страны, нации/национальности как выразителей культуры.
Рассуждаем. Та конструкция, которая имеет центральную ось, в условиях, влияющих на эту ось, претерпевает деформацию оси. Степень деформации определяет ее «болезненность» для «конструкции». Та конструкция, которая не имеет центральной оси, в таких же условиях как и первая, не испытывает «болезненности? Либо дело в чем-то другом?
В поисках ответа проведем аналогию с ситуацией психотравмы, ЧМТ головного мозга и политравмы в условиях, соответственно диффузно-психического, диффузно-личностного, диффузно-аксонального повреждения (ДПП, ДЛП, ДАП) психики, личности, мозга. Дело в том, что именно такой тип повреждения сопровождается разрывом связей между психическими и/или личностными структурами, в т. ч. ценностей и смыслов, разрывом связей между аксонами мозга.
Именно явление разрыва связей приводит к нарушению осевой центрации: в пространстве, времени, пространственно-временной, ценностной, смысловой и т. д.
Наш собственный многолетний профессиональный опыт и данные литературы в области реабилитации, формирования, коррекции и развития психики, мыслительных и эмоциональных процессов, состояния сознания, сложных функций головного мозга – речи, внимания, памяти, а также личности и организма в тех случаях, когда проведение мероприятий направлено на восстановление (стягивание) формы, которая определяется (поддерживается) макроосевой центрацией по осям соответствующих структуры и уровня свидетельствует, что работа на уровне макроосево центрации приводит к восстановлению жизнедеятельности, к социализации, формированию, коррекции и развитию даже в тех случаях, которые объективно в медицине и психологии признаются бесперспективными.
Нужно отметить, что зачастую трудность состоит именно в том, чтобы определить, что именно для данной структуры на данной стадии выполняет роль макроосевой центрации, а что выполняет такую роль изначально.Это относится как к системе психики и сложным функиям головного мозга человека, так и его личности и организма. Особенно ярко данные позиции проявляются у творческих людей, обращающихся за психологической помощью во время творческих кризисов, которые наступают после юбилейных выставок.
Концепция макроосевой центрации психотравмы и ЧМТ головного мозга в условиях ДАП была предложена нами в рамках и с позиций психосинергетики, а точнее постнеклассики14 15.
Концептуально-теоретический уровень имеет практическую реализацию в методе «Создающая Сила», который разработан
более 10 лет назад и имеет внедрение в таких областях как медицина, образование, обучение, психология, бизнес, карьера, наука. Метод успешно применяется для психологической коррекции в ситуациях недоразвития или ослабления процессов развития детей, для психологической реабилитации онкобольных, посттравматических состояний, в т. ч. вегетативных, при разных видах катастроф – авто-, авиа, кататравмы, в психосоматике, при диагнозах «эмоциональная слабость». Метод также применяется для ускоренного обучения и развития, повышения квалификации и переквалификации, быстрого овладения большими объемами новой информации, для карьерного роста и личностной коррекции в ситуациях ценностной дезориентации и под.
В общем теоретико-методологическом виде ставится вопрос о метатео-рии психики, концептуальном решении в русле постнеклассики – осевая центрация и путях ее применения в практике. В целом это сегодня получило трактовку «постнеклассические практики» как способ познания в ХХI в. (Доложено на первом организационном семинаре в апреле 2008 г., проведенном в Киевком национальном университете им. Т. Шевченко в рамках совместного российско-украинского гранта «Постнеклассические практики»).
Сегодня я бы хотела вас ознакомить со статьей, которая опубликована в журнале «Наука и Освита», и представляет собой попытку или стремление разобраться с вопросом психотравмы.
В докладе будут представлены результаты многолетней работы, не только моей лично, но и коллектива, который работает со мной. Во-первых, это результаты осмысления теоретических аспектов и методологических проблем при разработке новой теории психики и политравмы. Новизна, каждой из теорий, одна из которых относится к области психологии, другая к области медицины, связана с тем, что каждая из теорий создана в терминах и с позиции психосинергетики в контексте постнеклассической науки.
Сегодня в докладе, я представлю вашему вниманию практические результаты психолого-реабилитационной работы по методу «Создающая сила», который был создан в рамках психосинергетики. Этот метод применялся нами как в отношении психоэмоциональной травмы, так и в отношении одной из форм черепно-мозговых травм головного мозга – при политравме в условиях диффузно-аксонального повреждения.
В нескольких словах я поясню, что собой представляет такое повреждение. Речь идет о дорожно-транспортных либо авиакатастрофах, а такжеситуациями, связанными с природными катаклизмами, т. е. речь идет о травмах, которые человек получает во время происшествий. Их отличительная особенность выражена высокой скростью движения, во время которого происходит такое событие. Результатом травмы в условиях высокой скорости становится смещение вещества мозга, т. е. две половинки или фрагментымозга смещаются друг относительно друга, либо горизонтально, либо вертикально. В целом, вещество остается не разрушенным, череп не поврежден, нет открытых переломов черепа. При внешней целостности ткани, существует особый уровень травмы, когда связи, образовавшиеся между нейронами мозга, при смещении этих слоев, разрываются. Внешне, мы не фиксируем кровоизлияния, такая травмане подлежит оперированию, т. е. это действительно особый вид травм.
На сегодняшний день этот вид травмы выделен медиками в отдельную самостоятельную группу, поскольку этот вид травмы возможен только при наличии высоких скоростей.
Для этого типа травм нами была разработана психолого-реабилитационная методика, не медикоментозная и соответствующие реабилитационные мероприятия. Эта методика применялась на протяжении нескольких лет при совместной работе с врачами, для конкретной задачи лечения конкретных больных.
Она показала положительный результат практически в 100 процентах психологи-реабилитологи возвращали больного к социальной жизни: т.е. к труду, общению, интеллектуальной деятельности. На эту тему в октябре (2008г.) я подготовила расширенный доклад на заседании методологического семинара городского психологического общества в «Доме ученых».
Наши исследования и работа показали, что если мы рассматриваем другой тип травмы, психоэмоциональной, большое количество клиентов обращается к нам за этим, то оказывается, что по аналогии, можно выделить особую группу психотравм современного периода, которые отличаются тем, что они являются последствиями высоких скоростей информации или переживаний, в которых оказывается человек. Когда мы с вами говорим, что ежегодно информация удваивается, утраивается. И объем информации, который обрушивается на восприятие ребенка или взрослого в течение одного дня невероятно велик. Одной из проблем, с которой сталкиваются как дети так и молодежь, это умеет ли человек совладать с большим объемом информации… Умеет ли он на высоких скоростях адаптироваться, согласно современным условиям жизни. Специалисты пришли к выводам, что современному человеку сегодня необходимы определенные навыки, которые были не нужны 50 лет назад. Эти навыки связаны именно с высокой скоростью информационных и эмоциональных нагрузок, которые переживает человек. Таким образом, анализируя все это работая с детьми , которые страдают от больших объемов скоростей и информации. С взрослыми людьми, которые страдают от эмоциональных травм, которые они получили. Допустим, погиб любимый человек, это категория высокоскоростной эмоциональной личностной травмы, от которой человек не так просто приходит в себя. Либо развод в семье. Это также высокоскоростное изменение обстоятельств жизни.
Например, вчера семья состояла из папы, мамы и ребенка, а сегодня это мама и ребенок. Для ребенка, скорость изменения социального и эмоционального и информационного пространства, в котором он оказывается, очень высока. Что же объединяет, с одной стороны, названные психоэмоциональные травмы и черепно-мозговые, с другой стороны, что объединяет постнеклассическую науку, в лице психосинергетики с одним видом травм, но реализованных на разных уровнях человеческого организма и психики.
Ответ таков:
Во-первых, их объединяет высокая скорость или высокая энергоемкость, в том числе эмоциоемкость. Далее, поскольку речь идет об участии личности в травме, и от того, что часто личность страдает от того, что после психоэмоциональной либо черепно-мозговой травмы личность чувствует себя не соответствующей привычным для нее позициям, т.е. статусу, возможностям. Например, студент-отличник, всю жизнь успевал, был признанным лидером, на втором курсе заболел «Боткиным». Когда он вернулся в строй, он уже не мог выполнять такие же физические нагрузки как ранее, по факту эти эффекты сохраняются еще в течение двух лет. Не может питаться, тем, чем питался до болезни, также не может переносить такие же умственные нагрузки. Это временно. Но два года в возрасте двадцати лет, это очень существенно.
В этом случае, человек переживает самую настоящую психоэмоциональную личностную травму.
Таким образом, речь идет о том, что высока скорость, энергоемкость, а также смысло- и ценностно- емкость события или процесса. Как для психики человека, так и для организма мозга.
Что же обьединяет все это? Принадлежность к одному подклассу сред, систем или процессов. Речь идет об ОНС средах.
А также принадлежность к одному их типу, обладающих пространственно-временной осевой центрацией. То есть у этих событий, процессов и ситуаций есть ось пространства и ось времени. Они происходят в пространстве личности, и в личностно окрашенном времени. Т.е., существует пространственные и времен- ные оси, а также пространственно-временные одновременно.
Это касаетмся психики лично, а также организма мозга.
Далее, третье, это однотипность последствий при нарушении пространственно-временной центрации, в результате высоких скоростей и разрывов связей на разных уровнях. Как уже было сказано, это психика личности, и организм-мозг, имеется в виду уровень связей аксонов.
Четвертое – это возможность получать положительные результаты при проведении адекватной вышеназванному представлению о травме и психологической, а также других видов реабилитации по методу «Создающая сила», адекватных данному представлению о психотравме и политравме. «Политравма» – термин медицинский, означает такой тип черепно-мозговой травмы, а психотравма – термин наш. Теперь рассмотрим утверждения более подробно. Я обращусь к постнеклассическому определению психики, которая сформулирована в рамках психосинергетики, которая сегодня вошла в психологию, философию, педагогику, а также в круг гуманитарных, когнетивных, поведенческих, общественных и социальных наук. Все тнрмины находятся в сегодня в обиходе, поэтому я их перечисляю одновременно.
Напомню, что в конце этапа современной постнеклассической науки, это 70-е гг. – первое десятилетие нынешнего века по классификации Степина. Психосинергетика определяет психику, как гиперсистему синергетического порядка, ОНС и иерархо-неиерархическую среду системы с фазовой многомерной, центрированной по осям пространства и времени.
В том числе, эти оси, могут быть блуждающими, волнистыми. То есть, слово ось, у нас вызывает ассоциацию прямой линии.
А реально, когда мы анализируем личность человека, перенесшего психотравму, или черепно-мозговую травму данного типа
(я говорю об узком типе травмы), то мы обнаруживаем, что либо есть разрыв осей. Т.е. есть две половинки. Также как разнесено вещество мозга, точно также смещена ось. Это выражается в представлении человека о пространстве вокруг него. Ведь в памяти каждого из нас существует картинка пространства.
Она организованна по горизонтальной и вертикальной оси. У людей, которые перенесли этот тип психоэмоциональной, либо черепно-мозговой травмы , мы обнаружили, применяя нами разработанную методику диагностики, что вертикальное и горизонтальное изображения в памяти находятся отдельно. (См. рис.)
В норме, они должны пересекаться, и создавать единое изображение. В данном случае мы получаем изображение (рис.)
Таким образом, при его движениях или поступках, принятия решения личностью, имеет место неадекватность поведения.
Он совершает поступок, который не соответствует пространственной организации мира, в котором он живет.
Напомню, что в психосинергетике мы выделяем три фазы: дожизненную, прижизненную, постмортальную. То, о чем я сегодня рассказываю, имеет отношение к прижизненной фазе, когда действует то, что в психосинергетике называется системой психической реальности. В каждой из фаз, в том числе и прижизненная фаза, Человек представляет собой целостность.
Но при этом она выражается в виде множества измерений, в которых мы себя мыслим. Это не только пространство и время, энергия и информация в частности эмоция. Это также ценности, которыми мы руководствуемся, восприятия нами живого в пространстве, неживого, виртуального (ТВ, видеоинформация, и т.д.).
Психическое пространство существует во всех этих измерениях одновременно. Однако, имеют значение локализованные ценности. Это означает, что внутри целого, существуют некоторые организованные пространства, которые не реализуются в данный момент деятельности человека.
Но они сохраняются в его памяти на протяжении достаточно длительного времени. В дальнейшем, при определенных условиях, они могут реализоваться и оказаться неожиданными для поведения данного человека.
Этот вопрос, связанный с пространственной и временной организации психической среды человека, на мой взгляд, очень важен. Фактически, эта позиция лидирует. Почему я так однозначно об этом говорю? Опыт работы, как индивидуальной, так и групповой формы, с семьей, демонстрирует следующее:
Во-первых, у каждой личности есть свой пространственно-временной мир, ценностный мир, который определеят выбор решений, поступки, которые совершает человек;
Во-вторых, это семья, в которой человек живет. Семья имеет пространственно-временную организацию, которая влияет на поступки человека и его психоэмоционеальное состояние.
В-третьих, общество, коллектив, в котором человек работает, учится. Также имеет пространственно-временную организацию и влияет на поступки человека.
Прямое участие в этом принимают наше эмоциональное состояние, и ценности, которыми мы руководствуемся.
В своем докладе, я предложу 3 примера семьи. На этих примерах, я постараюсь показать, как пространственная организация влияет на состояние человека в семье. И вообще на жизнь в семье.
Первый пример, относится к семье, где есть муж, два сына, жена. Соответственно, есть еще мать жены. (См изображение схемы на рис.)
Когда есть такая организация пространства, при всей подвижности, эта семья сохраняет стабильность.
Она может видоизменяться под влиянием каких-то психоэмоциональных событий, но сама фигура будет сохраняться. Возьмем пример с мыльным пузырем. Мыльная пленка в рамках этого кольца. Мы можем подуть, и она переместиться, но окажется в рамках кольца. Все равно граница пространства будет ее удерживать. Также и на нашем примере. Откуда же возникает психоэмоциональная травма в благополучной семье, где все любят друг друга и все у всех хорошо?
Эта же семья, но старший ребенок вырос и уехал в другой город. Что произошло?
На примере рисунка, у нас была устойчивая фигура, а возникла не устойчивая. Представьте себе, что она неустойчива по психоэмоциональному состоянию человека внутри себя. Ему не достаточно этого пространства, которое было, со всеми его неурядицами, неудобствами. Но проходит определенное время, прежде чем эта фигура примет какой-то другой вид и станет вновь устойчивой в этом составе. Для этого должны измениться отношения между родителями и тем ребенком, который остался в семье. Также должны измениться отношения с тем ребенком, который ушел в самостоятельную жизнь. То есть, только изменение, фактически перераспределение пространственной энергетики, у человека на уровне личности выражающихся в его эмоциональном состоянии, только это перераспределение приведет к устойчивости семьи. Это будет уже другая устойчивость.
Если она не возникает, в таком случае происходит психотравма длительного действия.
У меня на консультировании находится семья, в которой при этой ситуации, мать не вышла из ситуации эмоционального стресса. На протяжении десяти лет продолжает оставаться в этом состоянии. Ребенок ушел не во взрослую жизнь, а ушел из жизни в 25 лет. Осталась младшая девочка в возрасте 15 лет.
Мать не вышла из этого состояния, и вся семья на протяжении 10 лет занимается ее обслуживанием, лечением.
Этим примером, я хочу вам проиллюстрировать, насколько наши жизненные процессы зависят от явлений, которые мы называем психоэмоциональным состоянием, либо психоэмоциональной травмой и ее последствиях. Когда мы говорим о черепно-мозговых травмах, у нас как-то все конкретнее: удар, лечение, и т.д.
Что касается этих травм, все не так прозрачно и ясно.
Тем самым я хочу дать понять, об этом говориться и в статье, что вопрос осевой центрации психики и личности человека в условиях высокоскоростной психоэмоциональной травмы на сегодняшний день заслуживает большого внимания. Для разрешения этого вопроса была создана концепция, которая включает в себя и выражает все позиции. Были предприняты стратегии по моделированию психомерных сред. Что такое семья?
Это психомерная среда. В ней могут участвовать 2,3,4 …психических системы каждого человека, который живет.
И каждый человек, это еще и личность. Вот почему вопрос ставится и о психическом аспекте вопроса, и о личностном аспекте вопроса. Поскольку ставится вопрос о том, что сама психомерная среда является производной от понятия психика человека, система психики, это у нас психомерная среда. Она фактически наследует особенности и закономерности по трактовке психосинергетики.
Все о чем я говорю, имеет отношение к позициям, принципам, терминам психосинергетики, как представителя постнеклассики.
Следовательно, мы будем понимать, что выходим за пределы понимания целого и части. Мы переходим на позицию психосинергетики «целое в целом». Что это значит?
Например, этот человек, который живет в семье, это целое в целом, открытое нелинейное и самоорганизующее. Психика второго человека, представляет собой психику такого же класса. Все вместе они представляют собой некоторое целое. Если в этом целом происходят изменения, то оно не распадается, оно как капля деформируется. И здесь, наступает интересный момент. Это предел деформации, при котором целое сохраняется.
На примере рис., степень допустимой деформации равна приблизительно 12 единицам. Если требуемая степень деформации больше чем 12. Что в этом случае произойдет? Призойдет разрыв внутриличностных психоэмоциональных связей. Если произошел разрыв связей такого уровня, то мы получили на уровне поведения нарушение проявления личности. В этом случае мы говорим:
«Что-то с ним происходит…». И медикаментами это не лечится. Вот почему это сугубо область психологии.
Таким образом, я сейчас продемонстрировала, на сколько понятие «разрыв связей» аналогично важно для работы мозга и организма. И их взаимоотношения друг с другом.
Так и во взаимоотношениях психики и личности человека, и их взаимоотношениях друг с другом. Вероятно на сегодня, я бы остановилась. Потому, что у меня желание, чтобы вы лучше удержали в памяти то, что я сказала. Момент связей и разрыв на внутриличностном отношении, и на отношении психика-личность. Это вещь невидимая, но присутствующая.
Именно на этом уровне работает метод психокоррекции, который нами используется. Тогда, когда нам удается восстановить связи, или создать новые связи, адекватные данной личности, в таком случае мы получаем положительный результат в своей работе. Адекватные не означает более совершенные. Вопрос в том, что подходит именно вам (пример обуви). Вопрос в адекватности, соответствии. В терминах психосинергетики, в согласованности параметров одной и другой системы. Одного субъекта и другого субъекта. Если эти параметры могут совпасть, тогда они как шестеренки свободно при движении попадают друг в друга. Если нет, то возникают скандалы, недоразумения и т.д.
На этом я заканчиваю свой доклад и передаю слово второму докладчику.
- Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Решетняк В. В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Вестник физиотерапии и курортологии. № 3.Том 14. 2008. – С. 53 – 55.
- Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика.–М.2002.–483с.
- Хакен Г. Синергетика. Монография. – М.: Мир,1980. – 404 с.
- Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой дея-тельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
- Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. Нелинейная динамика и хаос. Основные понятия. Учебное пособие. – М.: КомКнига,2006. – 240 с.
- Хакен Г. Синергетика. Монография. – М.: Мир,1980. – 404 с.
- Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой дея-тельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
- Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Сложноорганизованные системы. Монография. – М.: Мир,1994. – 236 с.
- Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ,1992. – 124 с.; Автореф. докт. дис. – Киев, Институт философии НАН Украины,1993.– 43 с.
- Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Решетняк В. В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Вестник физиотерапии и курортологии. № 3.Том 14. 2008. – С. 53 – 55.
- Ершова-Бабенко И. В. Концепция пространственно-временной осевой центрации психик и личности в условиях высокоскоростной психоэмоцио-нальной травмы. Макромоделирование стратегии психомерных сред в русле психосинергетики. – Киев,2008 (Принято в печать).
- Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой дея-тельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
- Каган М. С.Формирование личности как синергетический процесс. – В сб.: Синергетическая парадигма. – М.: Прогресс, 2004.
- Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Сухин Ю. В., Решетняк В. В., Гуриенко А, В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Медицина и …. № 3, 2008. – С. 53 – 61.
- Ершова-Бабенко И. В. Концепция пространственно-временной осевой центрации психик и личности в условиях высокоскоростной психоэмоцио-нальной травмы. Макромоделирование стратегии психомерных сред в русле психосинергетики. – Киев, 2008 (Принято в печать).