«Я хочу поговорить с вами о том, что мы об этом знаем, чего не знаем, и что мы об этом думаем.
Психика – Мысль. Информация. Энергия. Жизнь – Сила»
Ершова-Бабенко И. В.
Из книг, лекций и бесед.
Размышления.
Модель мира и человека, модель постижения ими себя и друг друга, к которой мы приходим в размышлениях, может быть выражена рисунком, напоминающим веретено:
чувства | ||
чувства | ||
интуиция | чувства |
Разум |
чувства |
||
чувства |
||
чувства |
В таком представлении есть интуитивное, сильнейшее знание, оно находится в нас, но его заглушают чувства. Прорываясь сквозь них, торжествует разум, не только сознательный, осознающий, но и интуитивный разум, дающий нам интуитивное постижение. (Этот прорыв интуитивного подобен прорыву случайности с микро – на макроуровень, в результате чего случайность становится параметром порядка на уровне новой масштабности, управляющим параметром, обладающим свойством фрактальности, образовавшийся аттрактор определяет на определенный период характер развития той среды, в которой произошел прорыв).
Но есть и чувственный разум, дающий нам, вероятно, мнимое, чувственное постижение, которое имеет отношение, судя по всему, к иллюзорности чувств тела. Мы познаем этим путем мир и думаем, что он истинный. Но вполне возможно, что истинный мир мы можем познавать через интуитивный разум.
Поэтому слушать его, учиться слышать его – вот одна из задач для человека. Также вполне возможно, что интуитивный разум выражает уровень духа, а чувственный – уровень тела.
Поэтому, интуитивное – это то, о чем мы, похоже, ничего не знаем; чувственное и осознающий разум – это то, о чем мы, похоже, только думаем, что знаем.
Возникает вопрос, что делать с понятием сознание, где оно в этой модели. Пока для меня оно укладывается в трактовку «со-знание», т.е. вместе с приобретенным знанием, знанием разного характера – интуитивным, чувственным, виртуальным, .. Конечно, можно трактовать сознание очень широко и в аспекте приобретенного знания, т.е. в категорию приобретенного знания может попасть и интуитивное знание. Может быть, в таком широком понимании оно и существует, а не только используется нами.
Возможно, правда, и другое, как бы узкое, понимание, когда сознание выражает только то знание, которое было приобретено при жизни разумным, контролируемым путем.
Но при жизни может включаться в процесс приобретения и интуитивное и архаичное древнее знание. Значит, точнее все же понимание сознания в значении «что-то, что вместе с приобретенным знанием». Если что-то – это психика, то получится, что некоторая Сила, что-то, в соединении со знанием, становится «сознанием».
Как известно, материалисты, например, обычно говорят, что со смертью сознание «угасает». Проповедник А. Мень определяет эту позицию как плохую метафору, т.к. «и в чисто физическом плане Бытия «угасание» отнюдь не означает аннигиляцию, а лишь переход одной формы материи или энергии в другую. Поэтому, … правильнее будет сказать, что гибель тела открывает сознанию путь к переходу в другую форму существования». (С. 80).
Неизбежно возникает и другой вопрос: а что есть эта Сила, которая соединяется с нашими знаниями, только ли психика это, сама ли психика или психика – это лишь форма ее, Силы, проявления?
Что мы вообще знаем о подобной Силе? Попытаемся непредвзято рассмотреть эти знания.
Например, упоминание о Силе есть у А. Меня в связи с изложением поведения Олимпийских богов в поэме Гомера. Они спорят друг с другом, бранятся и только Зевс, «промыслитель», «вдруг обращается к Силе, стоящей выше его». Сила эта, как разъясняет А. Мень, в действительности Мойра, Судьба, таинственное Начало, пребывающее в вечности, от которого зависят не только люди, но и Олимпийские боги.
Итак, безликая и непреклонная Сила, стоящая выше Олимпийских богов. Она же неумолимая Мойра, которой были подвластны и Зевс, и отец его Крон. Она же «обезличенный и отодвинутый в запредельные сферы образ Великой Матери», в недрах которой «все заранее предрешено». Мойра, чей исполинский лик и есть Судьба. И все они есть таинственное Начало, пребывающее в вечности.
Без комментариев
В последние двадцать лет было показано, что есть еще один важный класс объектов. Формально они являются детерминированными – точно зная их текущие состояние, можно установить, что произойдет с системой в сколь угодно далеком будущем. И вместе с тем предсказывать ее поведение можно лишь в течении ограниченного времени. Сколь угодно малая неточность в определении начального состояния системы нарастает со временем, и с некоторого времени мы теряем возможность что-либо предсказывать. На этих временных участках система ведет себя хаотически. Такие системы были обнаружены в гидродинамике, физике лазеров, астрофизике и физике плазмы, в геофизике и экологии.
В 1963г. “JournaloftheAtmosphericSciences” появилась статья американского метеоролога Эдварда Лоренца, положившая начало новому направлению в естествознании – исследованию хаоса в детерминированных системах.
Образ падающих костяшек увеличивающегося размера превосходно иллюстрирует важнейшее свойство детерминированных систем с хаотическим поведением – чувствительность к начальным данным. Начальные отклонения с течением времени нарастают, малые причины приводят к большим следствиям. Это явление иногда называют эффектом бабочки, объясняя название так: взмах крыльев бабочки в неустойчивой системе может со временем вызвать бурю, изменить погоду в огромном регионе. Например, мы не можем по- настоящему предвидеть положение капель, если мы не знаем движения воды абсолютно точно. Правильнее будет сказать, что для данной точности можно всегда указать такой большой промежуток времени, что для него становится невозможным сделать предсказания. Время с уменьшением ошибки растет только логарифмически, и оказывается, что за очень малое время вся наша информация теряется. Математический образ детерминированных непериодических процессов, для которых невозможен долгосрочный прогноз, назвали странными аттракторами.
Чувствительность к начальным условиям имеет важное, решающее значение в развитии системы, так как от всех видов взаимодействия системы определяется последовательность путей развития. При этом, в зависимости от программы взаимодействий, временной вектор развития для каждой системы индивидуален. Скорость развития системы характеризуется взаимодействиями, которые в той или иной степени вводят систему в определенное неравновесное состояние. В зависимости от степени частот флуктуации меняется временной показатель развития, что характеризует реакционную чувствительность системы к начальным условиям. Обратная зависимость характеризует для каждой саморазвивающейся системы определенную характеристику временного показателя, которая показывает универсальность принципов развития систем в целостности иерархических уровней.
Кроме того, Сила эта напрямую связана с подсознательным, тоска и страх перед ней «как бы загнаны в сферу подсознательного». Известный швейцарский психиатр К. Г. Юнг полагает, например, что представления о посмертии люди черпали за порогом сознания. Поэтому он придавал большое значение сновидениям, которые облекают в образы реальность, ведомую подсознанию. Трактуя это, А. Мень, например, пишет, что «первичен здесь особый опыт, через который человек соприкасается с областью Бытия, лежащей по ту сторону видимого.» (Мень, С. 79)
Интересно и то, что у представителей античного мира Судьба открывается человеку «не в ясном «дневном» рассуждении ума, …а в погружении в сомнамбулический мир темных инстинктов и неосознанных чувств.…Дельфийская вещунья Пифия всходила на треножник, на котором, окутанная облаками паров, идущих из расселины, она приходила в состояние исступления. Отуманенная душа приобщалась загадочному бытию Ночи и прорекала веления Неба.» В другом месте, в «Додоне предсказательницы … вызывали души умерших, которым были ведомы запредельные тайны».
А воины, «подобно Одиссею, вопрошали духов о своем будущем!». И хоть «всего способен достичь на земле человек, но он бессилен восстановить порвавшийся союз души и тела». (Мень,1996.
С. 107,108,79). «Человеческий дух выступает на фоне органической эволюции как нечто иноприродное по отношению к материальной структуре… Но …не распространяется ли закон разложения и на сознание?».
Как видим, в череду сопровождающих человека понятий: Сила (Внутренняя Сила[1], Единая Сила, Мана, Судьба, Начало (Духовное Начало[2], входят и понятия Разум, Личность, душа, Дух, внутренний мир, тело, сознание и подсознание, демонстрируя нам своё место и свои отношения.
Интересно, что практически во все времена и у всех народов мы находим эти понятия, а рядом с ними загадочные феномены, в том числе и феномен явления умерших. Интересны также случаи изменения представлений о загробной жизни. Например, у древних греков приблизительно в эпоху Троянской войны возник обычай сжигать умерших, который вскоре исчез.
Историческая справка
Город Троя испытал длительную осаду середины 13 в. до н. э. Предания о Троянской войне отражают один из этапов проникновения греков в Малую Азию, начавшегося в 16 в. до н.э. и усилившегося в 13 в. до н.э. в связи с ослаблением Хеттской державы. Часть ахейцев, вытесненная из Греции дорийцами, переселилась в Малую Азию.
История сохранила первоначальные представления ахейцев о посмертном царстве, которое сменилось более мрачным и безнадежным представлением о нем. Причина такого кардинального изменения осталась неизвестной, хотя высказывались предположения о влиянии Востока, например, его унылой веры в Преисподнюю (Кур, Шеол). Неизвестна, фактически, и причина возникновения не свойственного троянцам обычая.
Рассматривая этот вопрос, А. Мень, например, связывает это со страхом перед жутким загробным миром («называемом на языке оккультизма астральной сферой») и, как следствие, с возникающим стремлением «успокоить» умершего огнем, а также с учением «индийцев о том, что кремация облегчает отрыв «внутреннего человека» от еще не совсем угасшей внутренней силы» (С. 108).
В тоже время причина может быть и весьма прозаичной, если сопоставить эти изменения с историей переселения ахейцев в Малую Азию.
В цепочке понятий, сочетанных с понятием «дух», (окончательно, пожалуй, мы все же не понимаем его смысла), например, в лекциях для врачей, слушателей курсов по обучению методам нетрадиционной медицины, встречаются понятия «духовное начало», «духовное целительство» (Мень, 1996. С. 149) и тут же выстраиваются синонимы последнего как особенного феномена – биолечение, психолечение или нетрадиционные формы лечения, о которых автор говорит: «я до сих пор не знаю, как это назвать, но вы понимаете о чем я говорю». (Интересно, что социолечение отсутствует в данном ряду, хотя как философы (Спиркин, 1999), так и психологи (Максименко, 1999), а вслед за ними медики и биологи, определяют человека как биосоциальное существо, а не как биопсихосоциальное. При этом подчеркивается, что духовное начало качественно отличается от телесного, и его нельзя рассматривать в виде комбинаций частей и элементов. «Человеческий Дух выступает на фоне органической эволюции как нечто иноприродное по отношению к материальной структуре и в то же время – тесно с ними связанное». (Мень, С. 79).
Он характеризуется единством как предпосылкой его неразложимости, его неразложимой природы. Духовная деятельность уникальна. Это более совершенный способ, который выводит человека за пределы биологического развития.
Соединение понятий дух и психика наблюдается стабильно и давно. Мы находим этот факт в литературе различного толка. Например, в 90-е годы в серии «Антология эзотерики» (Киев,1992) встречается понятие «психическое исцеление», а само психическое трактуется как сила, которой «обладает человек, обычно даже не осознавая этого» (Вступление к книге Уоллис Э., Хенкин Б. Искусство психического исцеления (Практическое руководство для экстрасенсов), которая адресована всем, кто хочет быть здоровым. – Киев, 1992. – С.5).
Но наиболее интересен, пожалуй, тот факт, что почти во всех культурах в до религиозный период обнаруживается представление о некоем едином Высшем Начале. Так, например, как показала в своих исследованиях форм первобытных верований этнографическая австрийская школа (исследования проводились среди людей, сохранивших быт доисторических времен), этот образ у индейцев называется Вакан, или Оренда, обозначая Благое и Высшее Начало. У других встречается понятие Мана, обозначая недифференцированную духовную энергию, которая разлита во всем и может быть причастна как человеку, так и дереву, камню.
Комментируя присутствие подобного образа в культуре народов дорелигиозного периода, А. Мень объясняет это целостностью восприятия в начале, которая в дальнейшем теряется за счет дробления Высшего Единства. «Когда человеку только приоткрывается духовный мир, он воспринимает его целостно, у него возникает смутная интуиция некоего Высшего Единства, которая потом начинает дробиться». (С. 9).
В дальнейшем развитие идолопоклонства, обоготворения природы приводит, например, в греческой философии, к материализму, провозглашающему «единственной высшей реальностью пляску атомов, не имеющую ни цели, ни смысла» (С. 9).
Таким образом, факт обоготворения природы приводит, по мнению А.Меня к тому, что она заслоняет от человека иные ценности. Так, почти во всех первобытных верованиях Высшее Начало как бы отодвинуто куда-то далеко, а своими непосредственными переживаниями люди связаны, прежде всего, с природой, с ее многообразными силами. Именно здесь зарождается многобожие, политеизм, язычество, которое «живет в каждом из нас как остаток, как глухое эхо тех времен, когда человек, обоготворив природу, стал постепенно утрачивать того, кто ее создал». (С.10).
[1] «Беря на себя ответственность, мы разрешаем своей внутренней Силе изменить нашу жизнь… у всех нас огромны резервы внутренней, личной силы» (Л. Хей. С.228)
[2] «Я верю, что мудрость Духовного Начала пребывает во мне; …мы намного превосходим собственное тело. … Все имеем в себе духовное начало». (Л. Хей. С. 233)