ПСИХОСИНЕРГЕТИКА И ЕЕ МЕСТО В ПОСТНЕКЛАССИКЕ
И. В. Ершова-Бабенко,
докт. филос. наук, проф.,
Одесский национальный медицинский университет
В каждом научном сообществе господствуют определенные методологические установки, содержание которых определяется как современной им культурой, философией и наукой, так предшествующим опытом исследовательской деятельности.Не стал исключением и постнеклассический этап развития науки. Как подчеркивает В. С. Степин: «При интерпретации синергетики как теоретического описания самоорганизующихся систем устраняются односторонности, которые возникают при недостаточно четком осмыслении связей между синергетической парадигмой и системным подходом. Именно в этих связях синергетические представления могут быть включены в современную картину мира»[1].
Подобные установки выступают важным средством детерминации научного мышления, так как они функционируют как специфическое образование только в рамках определенного типа культуры, который, в свою очередь, определяет и характер видения мира в целом[2]. Это характеризует и возникновение постнеклассики, которая, как и многие другие идеалы объяснения, доказательности и организации научного знания, уходит «корнями в культуру эпохи и, по-видимому, во многом» определена сложившимися на соответствующем «историческом этапе развития общества формами духовного производства»[3].
Место психосинергетики в круге проблем исследования психики человека.
Теоретико-методологические исследования психики человека как синергетического объекта[4], системы синергетического порядка тесно связаны с тем, что, стартовав в 80-е годы ХХ-го века, продолжаются и в начале ХХI-го века, с одной стороны в окружении и средствами передовых постнеклассических идей, концепций, инструментов, а с другой, говоря словами В. И. Вернадского, «в области сложного духовного окружения, созданного веками философской, религиозной и социальной мысли, которая на каждом шагу встречается с готовыми понятиями, противоречивыми, нередко созданными поэтической и художественной интуицией, опирающимися на глубокие проявления человеческой личности»[5]. Неслучайно большинство исследователейподчеркивает, что нередко наибольшая трудность появления нового теоретического знания заключается не столько в тех или иных экспериментах, сколько в ломке уже сложившихся методологических подходов. В постнеклассический период ситуация осложняется одновременным функционированием не устоявшихся понятий и категорий, непривычным стилем модельного мышления и масштабом абстрагирования, требованием единства и целостности при трансдисциплинарном рассмотрении объекта исследования.
Однако рано или поздно приходится сказать о необходимости переосмысления данного базового понятия как для философии, так и для психологии, а скорее всего для науки и культуры в целом. В условиях постнеклассики (в чем и состоит особая сложность ситуации) это выражается, с одной стороны, и в приведении его (понятия) в соответствие с теоретико-методологическими установками начала ХХI-го века[6] методологией синергетики, а с другой – в приведении самой науки и методологии в это соответствие.
Для характера ситуации, в которой были предприняты шаги по созданию психосинергетики и исследованию психики как синергетического объекта, системы синергетического порядка[7], имел значение общенаучный кризис метода познания, философии и методологии науки в целом, отмечаемый исследователями во второй половине ХХ-го столетия.Он имел место и в философии, и в психологии, и в науке в целом, в т. ч. и в естествознании.Завершился кризис приходом и осознанием 3-ей научной революции, наступившим постнеклассическим этапом развития науки[8].
Философско-методологический и философско-психологический анализ научных представлений о психике человека, имевшихся к этому времени, постнеклассические методологические установки позволили раскрыть роль самоорганизующихся структур в представлении психической системы/среды с позиций 90-х годов ХХ-го века, исследовать психику как синергетический объект, природное специфическое сверхсложное явление, рассмотрев его как совокупность фазовых состояний различных видов самоорганизующихся процессов, положив в основу исследования принципы сложности и самоорганизации. Это позволило представить психику как ГСП, целостность которой раскрывается через множество измерений – информационных и энергетических, индивидуального прижизненного и трансличностного коллективного бытия и становления, субстратных и процессуальных, соотносимых с уровнями живого, неживого и виртуального[9]. Методология исследования психики человека как синергетического объекта позволила выделить категорию «психомерные среды» (ПС) как такие, в которых психика человека, ее фаза и состояние могут играть и играют системообразующую, переходоформирующую роль, и сделать первые «постнеклассические шаги» в философии и методологии исследования сверхсложных ПС. Также это позволило обосновать и разработать психосинергетику и новое представление психики человека, место психосинергетики в структуре философии и науки конца ХХ-го века[10], психосинергетические стратегии человеческой деятельности, в т. ч. в культуре, образовании, политике, управлении, экономике, медицине[11],[12].
Это обеспечивает тот недостающий философский, теоретико-методологический мостик, без которого специалисты останавливаются на человекомерности как социосинергетичности (социальных проявлениях человека, рассмотренных с позиций синергетики), не учитывая и не рассматривая исходную психомерность любых социальных проявлений человека.
Поэтому сегодня, спустя почти двадцать лет, можно сформулировать психосинергетические следствия в постнеклассике или определить место психосинергетики в постнеклассической науке к концу первого десятилетия ХХI-го века.
Положение, сложившееся в различных научных областях относительно исследований психики человека, свидетельствовало об отсутствии к 90-м годам ХХ-го века такой теории, которая позволила бы оттолкнуться от нее и, разрабатывая ее следствия, ответить на любые конкретные вопросы путем эксперимента. Поэтому психосинергетика явилась выражением назревшей в науке необходимости обратиться к философии с целью сделать усилия именно на пути к созданию научной теории психики. Постнеклассическая реализация методологии исследования психики как синергетического объекта и ПС в психосинергетике как сред синергетического порядка фактически демонстрирует актуальность разработки метатеории психики и метанауки о психическом. Именно этот уровень науки и теории включен постнеклассикой в иерархию интегративных факторов: закон – метод – принцип – теория – идея – метатеория – конкретная наука – метанаука – смежная наука – комплексная наука – научная картина мира – философия. К функциям этих факторов
А. Р. Славская относит координацию и субординацию научных дисциплин в относительное (групповое) единство, что обуславливает специфический механизм их взаимопроникновения[13].
Это означает высвечивание еще одной проблемы, которая мешала и до сих пор мешает философам подойти к анализу понятия психики с истинно философских позиций. Проблема заключается, на наш взгляд, в том, что психику необходимо рассматривать с позиций не только организменно- прижизненного уровня (уровня живого), соотносимого лишь с периодом жизни человека-индивида, его социальной реализацией, функционированием его мозга и/или нервной системы, системы психической реальности (СПР), но и с позиций над-или внеорганизменного уровня. Тем более, что последний в структуре психики как сверхсложного явления почти 20 лет назад был соотнесен[14], опираясь на позицию Н. Н. Моисеева[15], с уровнем процессов развития сложных систем: «мораль, нравственность, культура и их деформации можно рассматривать как результаты надорганизменной эволюции, как процессы развития сложных систем»[16]. Тогда возможен и следующий шаг – переход к позициям целостности, единства, выражающий одно из требований постнеклассики.
Не стала исключением и психосинергетика – новая научная область[17], предметом исследования которой является круг ПС как тех открытых нелинейных самоорганизующихся сред (ОНС), в формировании и существовании которых (в развитии и разрушении, Бытии и становлении, в поведении) существенным и сущностным (системообразующим, переходоформирующим) фактором может становиться и становится психика человека, ее состояние и структура, определяемые граничными условиями, возрастом и скоростью составляющих и возникающих в ней субъединиц разного уровня и измерения, их отношениями, связями (характер) и др.
С этих позиций изучается, моделируется и описывается сложность психического: ментального, внутриличностного и внешнесоциального, живого, неживого и виртуального[18].
На осуществление в русле постнеклассики новых подходов и преодоление названных недостатков и направлены методология исследования психики как синергетического объекта[19], психосинергетика и психосинергетический подход в познании психики как природного специфического сверхсложного явления, среды синергетического порядка. Такая среда в психосинергетическом понимании обладает не только двойственностью проявления – материального и идеального, но и множественностью проявлений своих уровней – живого, неживого и виртуального, а также наличием сквозных «коридоров» самоорганизации. Это позволяет сохранять связь психосинергетики с общей теорией систем (ОТС), несмотря на использование нами понятия «среда» вместо понятия «система». В ОТС было показано системное сходство между формами неживой и живой материи. Так,развитие кристаллических структур может напоминать развитие клеточных структур в эмбрионах.
Это наглядный пример сходства системных преобразований в живой и неживой природе. Психосинергетическое понимание выражается в признании сквозного присутствия самоорганизации на уровне психического, что ведет к изменению модели – переходу от допустимости качественного скачка только между рядоположенными уровнями материи к допущению его возможности в режиме «перескакивания» на любой из потенциально возможных для некоторой ПС. В психосинергетике психика понимается не как свойство (системное свойство) отражения, а как совокупность проявления фазовых состояний различных видов самоорганизующихся сущностей, процессов и структур, видов материи, информации и энергии.
Позитивное исследование названных вопросов было начато нами в конце 80-х годов в контексте научных позиций как блока естественных, так и блока гуманитарных наук, что позволяет обнаружить ограниченность традиционной отражательной концепции понимания психики, показать актуальность формирования в рамках философии новой научной области ноологии [20].
Состояние категориально-понятийного аппарата философии и психологии в рамках круга понятий, связанного с психикой, в этот период демонстрирует нам ряд противоречий в их трактовках и несоотносимость многих из них друг с другом, необходимость в уточнении некоторых базовых категорий философии и психологии с позиции постнеклассики. Наряду с этим, очевидна в 80-е годы и декларативность в стремлении рассматривать психику человека как систему, что выражается в обилии утверждений о системности психики и необходимости системного подхода в ее исследовании, но в то же время в неразработанности этих вопросов и неясности сущности собственно понятия «психика».
Постнеклассический этап развития науки показал, что решение данной проблемы лежит на пути не просто интеграции научных подходов, а требует раскрытия с позиций психомерной сложности как с единых научных позиций внутренней общности явлений, ранее казавшихся никак друг с другом не связанными, что методологически выражается в развитии транс- и междисциплинарных связей, реализации концептуальной модели психосинергетики «целое в целом». Это касается не только процессов внутри естественных или внутри гуманитарных наук, но и между гуманитарным и естественнонаучным блоками наук в аспекте постдисциплинарной классификации наук, рассматривающей их по основанию мерности – космо-, природо-/гео, человеко-/социо- и психомерные.Наряду с этим постнеклассика высветила дефицит обобщающей роли философского знания, необходимость развития прикладной философии как организационной и систематизированной формы научной интуиции [21], очевидность ожидания наиболее интересных событий на «перекрёстках» наук.
Понимание психики человека как некоторого явления, с одной стороны, относимого к явлениям природы, т. е. материальным объектам, а с другой – к области познания, т. е. идеальным объектам, свидетельствует о наличии философской проблемы аналогичной той, которая была с парадоксом волн-корпускул. Когда стало ясно, что квант света представляет собой порции возбуждения электромагнитной волны и была создана квантовая электродинамика, – философская проблема исчезла. Кроме того, как известно, до тех пор пока не создана теория, позволяющая заниматься разработкой ее следствий, проблема решается на философском уровне.
Имевшаяся к 80-м годам ХХ-го века теоретическая конкретизация, характерного для марксизма деятельностного подхода, выразившаяся в установлении основного закона психического развития о переходе от сенсорно-перцептивного отражения животного к познанию и мышлению человека, потребовала существенного пересмотра и уточнения, дальнейшего развития ряда позиций с учетом новых постнеклассических научных знаний. Существо этого закона, как известно, сводится к тому, что каждая эволюционно-историческая форма психики включается в определенную деятельность и является отображением и регулятором составляющих ее основу предметных действий и выделяемых ими объектов. Главным во взаимодействии праксиологической и психической сторон деятельности считается ее праксиологическая сторона.
Настоящее положение применительно к психике как природному явлению, среде/системе определенного класса – открытой, нелинейной, самоорганизующейся, должно быть пересмотрено и развито хотя бы уже потому, что поведение этого класса сред не всегда подчиняется приведенному выше закону.
В дальнейшем осмыслении с постнеклассических позиций нуждается само понятие «психика», что в значительной степени уточнит многие положения, с ним связанные. Это составило одну из задач проведенного нами в 80-е – 90-е гг. теоретико-методологического исследования психики как синергетического объекта (1989-1993).
В этот же период критическая ситуация, как указывает А. П. Сабощук (1990), сложилась и в плане психофизиологического объяснения механизмов формирования мышления. «Материализм сразу же отвергает априорный врожденный характер мысли, а тем более ее божественное происхождение, требует выводить, по крайней мере, начальные формы рассудка и разума из внешних процессов трудовой и общественной деятельности. Но имеющиеся в распоряжении науки (психология и семиотика) факты, теоретические положения и методологические установки, относящиеся к двум возможным механизмам трансформации материального в идеальное (органов чувств и органов речи), говорят о невозможности вывести основополагающие операндные и операциональные компоненты мышления из внешних процессов общественно-исторической деятельности»[22]. Решению названных проблем в конце ХХ-го века было адресовано сформировавшееся в науке понимание необходимости комплексного подхода к человеку[23], рассмотрение его как самоорганизующейся системы[24] и интегрального объекта исследований, изучение проблем в целостности уникальных характеристик человека и многообразии его связей с окружающим миром, пересмотр ряда фундаментальных методологических положений психологической науки[25]; общеакадемическая приоритетная программа фундаментальных исследований на период до 2000 года «Человек, наука, общество: комплексное исследование», работа Всесоюзного межведомственного центра наук о человеке, Института человека, Института философии РАН и АН Украины, усилия представителей общественных наук, наук о человеке[26].
Фактически – это ГСП которой выделены три фазы относительно периода жизни организма (от зачатия до смерти): дожизненная (до зачатия), прижизненная (соответствует принятому в психологии понятию «система психической реальности») и послежизненная (постмортальная) фазы. Подразумевается полимодальная динамическая многоуровневая и многомерная целостность – как самой гиперсистемы, так и каждой из ее фаз («целое в целом»). Такая целостность в психосинергетике раскрывается через множество измерений психического-информационных и энергетических, в том числе смысловых и эмоциональных, индивидуального прижизненного и трансличностного коллективного бытия, субстратных и процессуальных, которые соотносимы с уровнями живого, неживого и виртуального.
С постнеклассических позиций это выдвигает на первое место роль нелинейности и самоорганизующихся структур в представлении психической системы/психомерной среды, а позитивное исследование названных вопросов получает возможность осуществляться в трансдисциплинарном контексте постнеклассических позиций многих блоков наук – естественнонаучных и гуманитарных, медицины и техники, математики, а также мерности.
Так, например, как СПР, развивающаяся в прижизненной фазе, психика попадает в сферу интересов постнеклассического этапа развития науки: научной психологии, педагогики, социологии, политологии и др., т. е. гуманитарного блока наук, а также медицины, в частности, психиатрии.
Как ГСП, имеющая фазовую структуру, состояние которой и степень проявления фаз которой определяется нелинейностью и ролью самоорганизующихся структур, психика попадает в сферу интересов постнеклассического естествознания, в частности нелинейной динамики, теории самоорганизации, синергетики, а также философии и методологии науки постнеклассического этапа, внося изменения в мировоззренческие, теоретико-методологические позиции представления психического.
Если же, например, учесть перечень предтечь синергетики, предложенный Н. Ю. Климотовичем в работе «Без формул о синергетике» (1986) или М. А. Басиным в работе «Синергетика. Основы методологии. Качественный анализ отдельной системы» (2006), то соответственно, психосинергетическое представление психики человека как ГСП оказывается в сфере интересов широчайшего спектра областей естествознания, гуманитарных (поведенческих, когнитивных) наук, медицины, философских обобщений, методологии/эпистемологии, математики. Это и математическая теория катастроф и качественная теория динамических систем. Это изучение закономерностей перехода от регулярных процессов к хаотическим, создание фрактальной геометрии и обнаруженное Г. Хакеном явление, связанное с тем, что самоорганизация сложных структур определяется в основном поведением очень небольшого количества параметров, названных им ведущими модами или параметрами порядка. Это и эргодическая теория, и представления о руслах и джокерах, и неравновесная термодинамика, и принципиально новые подходы к энтропии и информации, и внедрение в исследование самоорганизующихся структур методов асимптотической математики, и классификация волн, вихрей, дипольных структур и транспортно-информационных систем, и разработка качественной теории нелинейных волновых процессов, авто-волн и авто-структур. Это исследование диссипативных структур, а также открытие режимов с обострением и резонансных вихре-волновых структур; разработка концепции вихре-волнового и структурно-волнового резонанса как одного из важнейших механизмов самоорганизации. Это открытие и исследование реакций Белоусова – Жаботинского и биологических авто-волн; открытие степенных статистических закономерностей в распределении элементов и структур в сложных самоорганизующихся системах и разработка новых методов качественного и количественного анализа динамики сложных информационно-транспортных систем; обнаружение режимов самоорганизованной критичности; разработка математических моделей исследования нейросистем. Наконец, это принципиально новые результаты, связанные с применением синергетических методов в таких «гуманитарных» науках, как психология, история, социология, экономика, теория права. Это также философские обобщения, базирующиеся на синергетических принципах, разработка и внедрение в синергетическую методологию триадного принципа изучения целостных транспортно-информационных систем.
Психосинергетика, безусловно, не претендует на анализ всего круга проблем, возникающих в исследованиях психики человека. Сделан лишь первый постнеклассический шаг в исследовании психомерности человека, стратегий его деятельности в разных сферах, – шаг,выразившийся в попытке перехода от многоаспектного к синтезированному трансдисциплинарному психосинергетическому подходу в исследовании психики человека, а также в исследовании формирующейся в течение жизни психосинергетической стратегии человеческой деятельности и познавательной системы преобразования информации человеком. В такой системе присутствуют, но, как правило, не учитываются свойства ПС, в которой имеет место специфический синтез (взаимовлияние и взаимопроникновение, а не только взаимодействие) самоорганизующихся сред других уровней. Сделана попытка рассмотрения проблемы с постнеклассических научных позиций, как гуманитарных, так и естественнонаучных, а именно с позиции постнеклассического познания поведения сложных систем (сред), принципов самоорганизации и синергетичности.
Изложенные позиции психосинергетики придают философско-психологическую и познавательную направленность рассмотрению вопросов представления психики. Переход к методологии её исследования как синергетического объекта, системы синергетического порядка позволяет по новому посмотреть на ряд существующих положений и обратиться к целому кругу других наук, в сферу которых попадали те или иные вопросы исследования – биофизике, биохимии, нейрофизиологии, нейробиологии и нейропсихологии, системологии, синергетике и др., то есть, наук, так или иначе связанных с решением проблем психики человека, поведения психомерных самоорганизующихся сред/структур/процессов.
С работой психики, функционированием психической системы человека так или иначе связан любой аспект формирования и функционирования познавательной системы личности. Поэтому областью практического применения положений данного теоретического исследования психики человека стали и познавательные процессы овладения и оперирования информацией, ее преобразования, творческого применения в ходе обучения человека, его профессионального становления и переподготовки в новых социально-экономических условиях, социальной и интеллектуальной адаптации человека.
Пути решения вопросов философии здоровья человека, проблем его социальной и интеллектуальной адаптации в быстро меняющемся мире, сохранения духовного равновесия в море конфликтов, на наш вигляд, тесно связаны с принципами самоорганизации СПР и пониманием с этих позиций поведения познавательной системы преобразования информации личностью, с необходимостью перехода на познавательно-творческий уровень, учитывающий нелинейность психических процессов и направляющий внимание на ценность психического вектора личности, в отличие от распространённого сегодня познавательно-накопительного уровня, направленного на ценность социально-общественного вектора, опирающегося при этом на биологическую составляющую человека, а не на приоритет его психо- и ноосоставляющей.
Все сказанное и многое другое вызывает необходимость понять главное – какова модель организации/самоорганизации в поведении гиперсистемы психики человека, СПР и ПС как основного фактора, который влияет на процесс становления и характер поведения личности, общества и цивилизации в ХХI веке и третьем тысячелетии.
В русле изложенного все острее ощущается новая проблема – проблема эколого-психического состояния человека или экология психики.
Следует отметить, что если решению общеэкологической проблемы сегодня отдают свои силы многие специалисты, ученые, общественные организации и движения, то проблема экологии психики еще очень мало привлекает внимание специалистов, хотя, с нашей точки зрения, эта проблема является источником всех других, так как именно от состояния СПР человека зависит его социальное поведение, которое, в свою очередь, определяет и состояние психики.
Острота современной социальной ситуации требует задуматься над ролью и местом психического состояния человека в общей структуре и состоянии общества, производственных отношений, экологической ситуации, что становится вектором философии психического здоровья.
К сожалению, психическому аспекту экологических вопросов уделяется явно недостаточное внимание, хотя уже появляются отдельные публикации, поднимающие вопрос об экологии психической сферы человека[27], психической жизни общества. К сожалению, и они выполнены в русле неклассической парадигмы. Это можно объяснить как инертностью, так и направленным торможением входа постнеклассических идей, парадигмы в жизнь современного общества. Кроме того, влияют определенные технократические идеи, наложившие соответствующий отпечаток на представления о человеке как линейном объекте, а соответственно с этим и на представления о его месте, роли в обществе, что исказило понимание истинной ценности собственно человека, а не только человека-производителя. Подобные искажения в социальных представлениях со временем приводят к искажениям и психических состояний человека, к переориентации вектора ценности: со значимости его внутренних личностных и интеллектуальных ценностей (ценностности его психического состояния как общественной ценности) на значимость производственного результата как общественной ценности, учитывающего материальные затраты, но не учитывающего затраты человеческого в человеке, его психомерности. Такая искаженность обусловлена, на наш взгляд, недостаточной изученностью сути психики человека, ее организации, тем, что внимание специалистов направлено больше на изучение форм проявления психических состояний и особенностей их протекания в плане работы мозга, локальных ситуаций. К сожалению, подобная направленность просматривается. Это приводит к сохранению феноменологического уровня; сохранению таких трактовок, в которых понятие психики выражается через понятие сознания и только, а рассуждения о развитии психики сводятся к рассуждениям о функционировании сознания, соответственно[28]. В других случаях, понятие психики подменяется без объяснений понятием психической деятельности и далее рассматривается с позиций деятельности, уже даже не психической[29],[30]. Правда, нельзя и винить авторов названных работ в такой неустойчивости, поскольку первопричиной является то, что, хотя психология и признает психику своим предметом и основной категорией, до сих пор не разработано целостное представление о психике как специфическом природном явлении, влияющем на состояние и развитие социальных и политических ситуаций, на процессы обучения, воспитания и становления/состояния личности.
Сказанное подтверждает актуальность рассмотрения проблем методологии создания теории психики и нооэтики, исследования психики человека как синергетического объекта, как природного явления, обладающего сверхсложной структурой, его организации и механизмов функционирования как ОНС, что обуславливает проявление так называемых «необъяснимых психических феноменов» и развитие тех возможностей и способностей человека, о которых он сам еще мало знает, которыми он неумело пользуется, но от которых в значительной, если не в основной, степени, зависит решение многих вопросов современности и будущего.
Как всегда в ситуации несоответствия и ограниченности теоретических разработок, выражающих предыдущий этап развития знания, наука обращается к философским представлениям. Особенно ощутимо это в вопросах познания психического.
К началу 90-х годов ХХ-го века анализ этих понятий в терминах и с позиций теории самоорганизации, революционных процессов в современном естествознании, как самоорганизующейся целостности и целого как результата самоорганизации широко представлен в монографии профессора
И. С. Добронравовой «Синергетика. Становление нелинейного мышления» (1990).
Психосинергетическое понятийное поле непосредственно включает такую группу понятий постнеклассики, как «целостность» и «целое» через следующие позиции.
1). Представление психики как ГСП – природного (природа понимается в широком смысле – и как природа Земли и как природа Космоса) специфического сверхсложного явления, поведение которого может быть нелинейным. Оно выражено совокупностью структур (потенциально нелинейными могут быть как структуры и/или их совокупность, так и поведение структур и/или их совокупности) и фазовых состояний различных видов, уровней и измерений самоорганизующихся сущностей, а также процессов различной природы. Целостность подобного явления поэтому раскрывается в психосинергетике через множество таких, например, измерений, как информационные и смысловые, энергетические и эмоциональные, индивидуального и трансличностного коллективного бытия и становления, субстратных и процессуальных, соотносимых с уровнями живого, неживого и виртуального[31].
2). Представление целого в рамках психики через введение психосинергетического образа – концептуальной модели «целого в целом» как «нелинейной среды в нелинейной среде», что позволяет выйти за пределы дихотомии «часть – целое».
Для психосинергетики, исследования психосинергетических стратегий человеческой деятельности, рассматриваемых нами в монографии «Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель)», приобретают значение процессуальные (временные) характеристики, присутствующие в обоих понятиях. Однако,
И. С. Добронравова (1990) обращает внимание то, что с точки зрения
Л. Г. Шаманского, например, «в определении целого процессуальностъ представлена ретроспективно: становление как движение к самому себе с позиций уже известного результата», а «в определении целостности временной поток открыт в будущее; несмотря на то, что в понятиях целого и целостности отражается один и тот же процесс становления, однако различны стороны этого процесса: в понятии целого отражается устойчивость процесса становления, его повторяемость, тогда как в понятии целостности — его изменчивость, незамкнутый характер»[32].
Особенности психосинергетической позиции
Это требует, поэтому, постановки вопроса не только о топологически (пространственно) правильной организации[33], но и о временной, о пространственно-временной правильности организации, понимая «правильность» в новом значении, выводимом в определенной степени из позиций И. Пригожина, Р. Тома. «Ныне мы можем с большей точностью судить об истоках понятия времени в природе, и это обстоятельство приводит к далеко идущим последствиям. Необратимость вводится в макроскопический мир вторым началом термодинамики — законом неубывания энтропии. Теперь мы понимаем второе начало термодинамики и на микроскопическом уровне. <…> Второе начало термодинамики выполняет функции правила отбора — ограничения начальных условий, распространяющиеся в последующие моменты времени по законам динамики. Тем самым второе начало вводит в наше описание природы новый, несводимый к чему-либо элемент. Второе начало термодинамики не противоречит динамике, но не может быть выведено из нее»[34]. Более того, как подчеркивает Р. Том в своей теории катастроф, система может перейти в «хаотическое» состояние (в нашем случае, например, по макровременному показателю), в котором ее поведение лучше всего символизирует то новое, что привнесла в концепцию порядка и беспорядка сильно неравновесная физика: оба состояния – и порядка, и беспорядка – когерентны.
Это означает, что для обоих характерны действующие корреляции и оба состояния непредсказуемы с позиции классических измерений.
Психосинергетическая особенность трактовки явлений «целое» и «целостность» обусловлена позицией «целое в целом», при которой не может не быть целостности макроуровня. Следовательно, «целое» и целостность в психосинергетике отличаются по смыслу хотя бы в том, что нет однонаправленности в будущее в своей открытости.
По Хакену (2000) – это амплитуды нарастающих конфигураций, а также фазы, которые описывают макроскопический порядок, макроскопическое состояние системы.
В действительности же, на наш взгляд, ПС совершает выбор необходимой интенсивности всплеска. Исследования подобных режимов и состояний психики человека показали возможность нарушения принципа суперпозиции. По Хакену, состояние системы может быть описано как суперпозиция всех, т. е. нарастающих и затухающих конфигураций[35].
Психомерная неустойчивость
Однако в случае ПС есть отличие: речь идет не о внешних параметрах. Особенность поведения ПС в том, что, во-первых, речь идет о внутренних параметрах, а во-вторых в том, что она может в этом случае переходить и в очень отдаленное во времени, пространстве и фазе истории существования данной ПС состояние и/или измерение, хранящиеся в ее памяти, т. е. никак не связываемое с логикой ситуации, в которой оно происходит, либо логикой обозримой ситуации. Для этой особенности поведения ПС мы и в постнеклассике не нашли пока термина.
Эти факторы относятся в ПС как к собственно информации/смыслу, энергии/ эмоциям, веществу/обмену, времени/пространству и др., так и к разнообразным и разностепенным их сочетаниям, выражающим стадии динамики и фазы ПС.
Допустим, что момент зачатия и события в своей временной зоне, а также «момент»-процесс рождения и события в этой временной зоне могут быть рассмотрены как (информационно-событийные) программы-аттракторы, которые ведут себя в дальнейшей жизни человека в соответствии с определением аттракторов Пригожиным с соавт. (1986) – «область притяжения, множество начальных точек, таких, что при увеличении времени все фазовые траектории, начавшиеся в них стремятся именно к этому аттрактору», в нашем случае аттрактору-программе.
В течение жизни человека «внутри» такой программы-аттрактора (обозначим ее условно как уровень 1) может появляться множество других событий, также становящихся аттрактором (уровень 2). Отношения между (1) и (2) могут складываться в соответствии с концептуальной моделью «целое в целом», а также понятиями макроуровень и параметр порядка по Хакену.
Однако в этой конструкции роль мегауровня и управляющего параметра отводится программе из дожизненной фазы.
К настоящему времени основные положения психосинергетики: методология исследования психики как синергетического объекта, системы синергетического порядка, включающая модель и психосинергетические стратегии человеческой деятельности в образовательной, социальной, политической, управленческой, медико-коррекционной, когнитивной и психологической сферах изложены в следующих работах автора.
Психомерные среды в контексте психосинергетики и их роль в постнеклассическом понимании социума – нелинейное целое в нелинейном целом
1-й собеседник: «Если я Вас правильно понял, то будущая форма организации содержится в самой среде в настоящем, а задача лишь в том, чтобы уметь ее видеть, уметь ее активизировать?»
2-й собеседник: «Конечно. Это и есть постнеклассика. Тогда управление отсутствует. Присутствует новое качество мышления. Поэтому внимание нужно направлять не на элементы, а на формы организации. Изучать складывающиеся формы организации и узнавать их в анализируемой изменяющейся бреде».
Изучение психосинергетикой гиперсистемы психики человека и системы психической реальности [4] в аспекте поведения систем синергетического порядка, стартовав в 80-е годы ХХ-го века, протекает и в начале ХХI века, с одной стороны, в окружении и средствами передовых постнеклассических идей, концепций, инструментов. Одной из таких постнеклассических идей стала, например, исследовательская программа изучения процессов самоорганизации в обществе [8] (Понятие «исследовательская программа» было предложено Т. Куном в значении «набор исходных идей и методологических установок»).
С другой стороны, исследование психики протекает «в области сложного духовного окружения, созданного веками философской, религиозной и социальной мысли, которая на каждом шагу встречается с готовыми понятиями, противоречивыми, нередко созданными поэтической и художественной интуицией, опирающимися на глубокие проявления человеческой личности» [1. С. 132]. Не случайно большинство исследователей подчеркивает, что нередко наибольшая трудность появления нового теоретического знания заключается не столько в тех или иных экспериментах, сколько в ломке уже сложившихся методологических подходов. В постнеклассический период ситуация осложняется одновременным функционированием не устоявшихся понятий и категорий, непривычным стилем модельного мышления и масштабом абстрагирования, требованием единства как нелинейного синтеза и целостности в новом ключе – как «целого в целом» при трансдисциплинарном рассмотрении сложного ОНС объекта исследования.
Концептуальная модель психосинергетики «целое в целом» -
выход за пределы дихотомии «часть-целое»
Понятие «психомерные среды/системы» в сочетании с позицией «целое в целом», предложенные психосинергетикой [3;6], выводит уровень анализа/исследования за пределы дихотомии «часть-целое», переводя акцент на уровень «целое в целом» как «нелинейное целое в нелинейном целом», поскольку подразумевает проявление друг в друге таких нелинейных целых, сложных целостных сред как система психики, система внутреннего мира личности, система организма человека и система собственно человека, система социума, система природы и система Космоса. Переход на позицию «целое в целом» становится концептуально-модельным (категориальным) выражением того, почему человек может быть сложнее общества или психика человека – сложнее самого человека. Место «целого» в такой модели не определяет уровень его сложности. То «целое», которое внутри другого «целого» вполне может быть сложнее его, а уровень сложности системы в этом случае определяется как способность к созданию того, что сложнее ее самой. Нелинейный характер процессов и отношений в такой концептуальной модели/системе как «целое в целом» приводит к пониманию качественно иных результатов в поведении и состоянии названных систем и их отношений. Вероятно, приводит и к более ясному пониманию явления, о котором С. П. Курдюмов писал следующее: «Возможно существование внутри изменяющегося процесса такой структуры, которая как бы «закапсулирована» на какое-то время, длительно время сохраняется внутри процесса незамеченной, не участвующей в нем. В таком состоянии она остается до определенного момента, после которого эта структура «вдруг, быстро «разворачивается» и прорывается на макроуровень процесса, становясь его управляющим параметром» [4].
Поэтому в предложенной психосинергетикой [3;6] трактовке психомерных сред/структур/процессов, в т. ч. структуры их отношений как производных от состояния системы психики, несколько иное понимание приобретает одно из важных «<…> и парадоксальных следствий холистического видения («новая холистика»), развиваемого синергетикой <…>. (Видение): объясняется, почему и при каких условиях часть (человек) может быть сложнее целого (общества) <…>» [4. С. 379]. «Иное понимание» выражено отличием исходной концептуальной модели синергетики – «целое в целом» и новой холистики С. П. Курдлюмова с соавторами (1994), допускающей отношения «часть (человек) – целое (общество)». В психосинергетичекской трактовке и человек (А), и общество (В) рассматриваются как нелинейные целые, отношения которых формируются как отношения целых (АВ). Поэтому выделено макроцелое (С) – продукт этих отношений между целыми, который влияет на поведение каждого целого. Если в модель включается третье целое, например, природа (Д), то очевидным становится существование мегацелого (Е) – продукта отношений между макроцелыми (С, С1 …Сn) и между целыми (А,В,Д).
Уровень анализа «нелинейное целое в нелинейном целом» приближает нас к новой логике, которую, вероятно, можно назвать «постнеклассическая логика». Это логика, в которой присутствуют как минимум четыре вида операций: анализ – синтез – нелинейный синтез – синергиз, а их сочетание выводит на уровень анализа в рамках категории «поле путей развития», требуя учитывать уровни и характер окрестностей точки/процесса бифуркации, т. к. окрестности могут накладываться друг на друга и тем самым принципиально менять условия, а соответственно, характер протекания процессов, трансформации/переходов структур/сред из одного состояния в другое под влиянием мегауровневых параметров управления типа Е.
В то же время и сам по себе процесс становящегося и преходящего существования названных нелинейных целых – процессов/сруктур/сред/систем/стратегий, например, человеческой деятельности (нелинейного целого), психики человека (гиперсистемы синергетического порядка, нелинейного целого), его внутреннего мира (информационно-эмоциональной, ИМДЭС синергетического порядка, нелинейного целого) и социума (самоорганизующейся среды, нелинейного целого), а также единого целого, в разных сочетаниях и проявлениях образуемого ими как результата определенного вида нелинейного синтеза, – может быть приравнен к тому, что по определению, как пишет
И. Е.Добронравова (2003): «представляет некую целостность как единство многообразного». Добавим, и разновекторного во времени, пространстве и других измерениях (в частности, психики), поскольку на разных фазах имеет разные, подчас противоположные свойства, а также направленность, скорость и масштабность. Не случайно предметом рассмотрения в таком контексте становится фундаментальная целостность условия ее распада/трансформации/ возникновения, а также фазовость и стадиальность.
ПС рассматриваются в психосинергетике как производные от системо-/ средообразующей, переходоформирующей функции психики человека – гиперсистемы синергетического порядка (ГСП), имеющей фазовую структуру. В этих средах фаза и состояние психики могут становиться и становятся управляющим параметром, а уровни соответствуют структуре гиперсистемы психики: – гиперуровень, – фазовый уровень. Внутри фазового уровня ПС имеют подуровни соответственно структуре каждой из трех фаз, выделенных психосинергетикой, если рассматривать сквозь призму структурности. Но структура может «выворачиваться» пространственно и во времени – воронка, психосинергетический принцип «вывернутой варежки». Вследствие этого система психики человека, ее фаза, состояние и структура могут играть и играют существенную и сущностную (системо-/ средообразующую как переходоформирующую) роль – перехода из одной среды/мерности в другую, из одного состояния в другое, в формировании и существовании ПС: в их развитии и разрушении, Бытии и становлении, в поведении. В этих условиях качественно изменяется характер реализации исходных функций системы, что приводит к эффекту полного отсутствия или существенного снижения ожидаемых результатов при ориентации на начальные экспериментальные данные.
Система психики человека, ее фаза, состояние и структура, определяются граничными условиями, возрастом и скоростью составляющих и возникающих в ней субъединиц разного уровня и измерения, их отношениями, связями (характер) и др. Это позволяет сделать первые «постнеклассические шаги» в философии и методологии исследования и моделировании стратегии сверхсложных ПС.
В психосинергетике предпочтение отдается термину «среда», поскольку термин «система», восходя к его определению Берталанфи (30-е годы ХХ-го века), по-прежнему сохраняет значение целого и его части, а система психики и ПС в психосинергетике рассматривается с позиций «нелинейное целое в нелинейном целом». В то же время одно не исключает другое, что требует соблюдения требования адекватности объекта исследования и методологических инструментов. Например, есть среды, не достигшие системной завершенности (система еще не сформировалась и при определенных условиях это может и не произойти), а есть среды, ставшие системой, но остающиеся ею только в границах некоторой фазы. Затем снова перед нами среда, а не система.
Определяющую, принципиальную роль в психосинергетическом понимании ПС играют самоорганизующиеся структуры и сильно (крайне) неравновесные состояния, которые могут становиться и становятся параметром порядка, системо- и переходоформирующим фактором, управляющим параметром. Таким образом, последний не всегда задан, в определенных условиях он формируется «композиционно». Это выражает позиции постнеклассического этапа развития науки и позволяет показать ограниченность традиционной отражательной концепции понимания психики, а также актуальность формирования новой научной области – психосинергетики.
По Хакену (2000) управляющий параметр – это амплитуды нарастающих конфигураций, а также фазы, которые описывают макроскопический порядок, макроскопическое состояние системы [34. С. 50].
Для ПС соответствующую роль в этом случае играет, казалось бы, рост и/или интенсивность эмоциональных всплесков, причем, как положительных, так и отрицательных, а также информационных и событийных/ ситуативных всплесков.
В действительности же это не совсем так. С нашей точки зрения ПС совершает выбор необходимой интенсивности всплеска, в т. ч. и за счет резонанса. Исследования подобных режимов и состояний системы психики человека показали возможность нарушения принципа суперпозиции. (По Хакену (2000), состояние системы может быть описано как суперпозиция всех, т. е. нарастающих и затухающих конфигураций [34. С. 50]).
А соответствующую роль берет на себя «схождение», наложение эмоциональных всплесков. В определенных случаях это приводит к «срыву».
Таким образом, создание (в т. ч. само-) нового уровня организации, сложности организации, организации связей и их характера позволяет обойти сформулированное в морфогенезе Белинцевым (1989) ограничение, возникающее из положения, что если есть разметка одной группы, то это подавляет возможности другой группы в этих окрестностях, а также предупредить «срыв» в состоянии системы.
Психосинергетические следствия постнеклассики выражают как общенаучный уровень философии и методологии науки – методология исследования психики человека как синергетического объекта [3], поиск единой картины мира) постнеклассического этапа развития науки, концептуальная модель психосинергетических стратегий человеческой деятельности, «целое в целом» [5], так и конкретнонаучный уровень – психосинергетический подход, методология исследования в психологии личности таких «внутренних условий» как личностные установки, потребности и мотивы, в патопсихологии – не только и не просто особенностей познавательной деятельности психически больных людей, а личности в целом. В целом данная методология распространяется на те практические области, где есть проявления ПС.
Такая постановка вопроса связана и с вопросом о постнеклассической картине мира, который к концу 90-х годов рассматривается в постнеклассике как «один из способов формирования мировоззрения и как способ интерпретации научных идей. В этом смысле она становится связующим звеном между мировоззрением и научной теорией» [8. С. 23 - 24].
В. С. Степин обращает внимание на то, что «… при интерпретации синергетики как теоретического описания самоорганизующихся систем устраняются односторонности, которые возникают при недостаточно четком осмыслении связей между синергетической парадигмой и системным подходом. Именно в этих связях синергетические представления могут быть включены в современную картину мира» [9]. А Каган М. С. (2004) подчеркивает, что «… истинно современным является и строго системное мышление, и синергетическое осмысление процессов развития в природе, обществе, культуре, человеческой жизни, и междисциплинарные связи разных областей научного знания, включающие философскую рефлексию как способ осознания методологических принципов самоорганизации познавательной деятельности».
Литература
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2. Научная мысль как планетарное явление. – М.:Прогресс,1977 – 432 с.
- Ершова-Бабенко И. В. Философия, методология и наука. Опыт осмысления происходящего. Курс лекций для аспирантов, магистров, клинординаторов. – Одесса, 1997.
- .Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ, 1992. – 124 с.
- Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Наука, 1994. – 236 с. (Серия «Кибернетика – неограниченные возможности и возможные ограничения»).
- Ершова-Бабенко И. В. Развитие нелинейного мышления. – Киев,2007. -112 с.
- Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности Концептуальная модель). Монография. – Киев, Книга-Нова,2005. – 368 с.
- Климонтович Ю. Л. Динамический и статистический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. – М.,1994. С. 98 – 106.
- Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии». – СПб: Издательство «Лань»,1999. – 480 с.
- Степин В. С. Синергетика и системный анализ. – В кн.: Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. – М.: Прогресс – Традиция, 2004. – С. 58 – 77.
- Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002.
- Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведениюи когнитивной деятельности. – М. ,2000.
[1]Степин В. С. Синергетика и системный анализ // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция,2004. – С. 67
[2]Ворожцов В. П., Москаленко А. Т., Шубина М. П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние. 1990.
[3]Степин В. С. Становление научной теории. Минск, 1976. С. 295
[4] Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. Одесса, ОДЭКОМ,1992.
[5] Вернадский В. И.Размышления натуралиста. Кн. 2: Научная мысль как планетарное явление. М.: Прогресс,1977. С. 132
[6] Ершова-Бабенко И. В.Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. Одесса, ОДЭКОМ,1992; Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности. Концептуальная модель). Монография. В., KNYGANOVA, 2005; Ершова-Бабенко И. В. Сборник лекций по психосинергетике. – Одесса, Одесский Национальный Университет им. И. И. Мечникова. – 2007.
[7]Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ, 1992. – 124 с.
[8] Степин В. С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
[9]Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ, 1992. – 124 с.
[10] Ершова-Бабенко И. В. Проблема экологии психики в условиях агрессивности информационно-эмоциональной среды. Психосинергетическая концепция // Український вісник неврології. – Т. 10, вип..1 (30), 2002, додаток: матеріали II Національного конгресу неврологів, психіатрів та наркологів України. С. 81; Ершова-Бабенко И. В. Исследование влияния агрессивности информационно-эмоциональной среды (нервная анорексия).- Там же – С. 81 – 82
[11]Ершова-Бабенко И. В. Проблема экологии психики в условиях агрессивности информационно-эмоциональной среды. Психосинергетическая концепция // Український вісник неврології. – Т. 10, вип..1 (30), 2002, додаток: матеріали II Національного конгресу неврологів, психіатрів та наркологів України. С. 81; Ершова-Бабенко И. В. Исследование влияния агрессивности информационно-эмоциональной среды (нервная анорексия).- Там же – С. 81 – 82
[12]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности Концептуальная модель). Монография. – Киев, Книга-Нова,2005. – 368 с.
[13]Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 1997. -с.27.
[14]Ершова-Бабенко И.В.. Состояние вопроса исследования психики и проблема методологии ее исследования как синергетического объекта. – В кн.: Совершенствование обучения ….- Одесса, ОПИ. 1991. – С. 27 – 36; Ершова-Бабенко И.В. Вопросы научного осмысления и обоснования синергетического подхода к исследованию психики. – Там же – С. 71 – 80; Ершова-Бабенко,1991в Ершова-Бабенко И.В. Особенности психики как самоорганизующейся системы. (Некоторые концептуальные положения).- Там же – С. 81 – 89
[15] Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность//Вопросы философии, № 8. 1989. – С. 52 – 66
[16]Там же. С. 53.
[17] Ершова-Бабенко И.В.. Состояние вопроса исследования психики и проблема методологии ее исследования как синергетического объекта. – В кн.: Совершенствование обучения ….- Одесса, ОПИ. 1991. – С. 27 – 36
[18] Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2; Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта.
[19] Ворожцов В. П. , Москаленко А. Т., Шубина М. П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории.
[20]Ершова-Бабенко И.В.. Состояние вопроса исследования психики и проблема методологии ее исследования как синергетического объекта. – В кн.: Совершенствование обучения ….- Одесса, ОПИ. 1991. – С. 27 – 36; Ершова-Бабенко И.В. Вопросы научного осмысления и обоснования синергетического подхода к исследованию психики. – Там же – С. 71 – 80; Ершова-Бабенко,1991в Ершова-Бабенко И.В. Особенности психики как самоорганизующейся системы. (Некоторые концептуальные положения).- Там же – С. 81 – 89.
[21]Мигдал А. Б. Физика и философия//Вопросы философии. N 1. 1990. – С..6.
[22]Сабощук А. П. Гносеологический анализ психофизиологических механизмов генезиса мышления. – Кишинев: Штинца; 1990. – 188 с.,c.6.
[23]Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1988. – 559 с.
[24]Ломов Б. Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром.// Пс. журнал. Т. 10. № 3. 1989
[25]Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науки//Пс. журнал. Т. 12. N6. 1991. – С. 3 – 11
[26]Пути формирования нового знания в науке. – К.: Наук. думка, 1983; Крымский С. Б., Кузнецов В. И. Мировоззренческие категории в современном естествознании. – К.: Наукова думка, 1983. – 224 с.; Философия, естествознание, социальное развитие. – К.: Наук. думка, 1989;Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1988. – 559 с.; Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии». – СПб: Издательство «Лань»,1999. – 480с.
[27]Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. – М.: 1991, с.182-184.
[28] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 576 с.
[29]Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии». – СПб: Издательство «Лань»,1999. – 480 с.;
[30] Дубровский Д. И. Проблема идеального. – М.: Мысль, 1983. – 228 с.
[31]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – Киев, Книга-Нова,2005. – 368 с.
[32]Ворожцов В.П. и др. Гносеологическая природа и метдологическая функция научной теории/В.П.Ворожцов, А.Т. Москаленко, М.П. Шубина. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние. 1990. – 287 с.,с.230.
[33] Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. – М.: Наука, 1994. – 236 с. (Серия «Кибернетика – неограниченные возможности и возможные ограничения»).
[34] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.,1986–430 с., с.58.
[35]Хакен Г. Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведениюи когнитивной деятельности. – М. ,2000. (Интернет-версия).