Психокоррекция больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата в русле психосинергетики

МИРОШНИЧЕНКО Н. Н.

Проблема психической реабилитации больных с последствиями травм опорно-двигательного аппарата является все еще недостаточно изученной темой в психологии.

До сих пор крайне мало внимания уделяется изучению внутренней картины болезни (ВКБ) – в терминах А. Р. Лурии (1970) (внутриличностной, внутрипсихической – в терминах

И. В.Ершовой-Бабенко,1993), тогда как исходя из монистического представления об организме, объясняющего неразрывную связь психических и соматических процессов, и из современных данных о влиянии психических раздражений на течение вегетативных процессов организма, этому вопросу следует уделять самое пристальное внимание.Такого подхода требуют как интересы больного, так и интересы отечественного здравоохранения [1 - 3].

Очевидно, что правильное методическое исследование больного с изучением ВКБ является необходимым условием не только правильного диагноза, но и условием разработки психокоррекционных мероприятий по реабилитации больного после серьезной травмы.

Актуальность вышеизложенной проблематики обусловлена тем обстоятельством, что в последние годы значительно возросло количество нервно-психических расстройств, что в свою очередь способствует возрастанию дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В результате растет число потерпевших с тяжелыми травмами опорно-двигательного аппарата, порой очень остро переживающих временную или постоянную утрату своей трудоспособности, невозможность продолжать прежний образ жизни. Этот фактор предопределяет необходимость оказания действенной психологической помощи таким пациентам.

Большинство исследователей понимают под ВКБ все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к врачу, – весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм [4].

Психологическая реабилитация тесно связана с соматическим выздоровлением и решением социальных проблем, а ее целью является восстановление психологического и социального статуса больного с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Психологическая реабилитация направлена:

1) на ускорение адаптации больного к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации;

2) на профилактику и коррекцию психологических и психопатологических изменений;

3) на определение и рациональное использование социально-психологических факторов, определяющих психологический статус больного в разные сроки от начала заболевания.

Этапы психологической реабилитации:

1) психодиагностика; 2) психокоррекция; 3) психопрофилактика.

Психологическая коррекция – это система лечебного воздействия на психику, а через неё – на весь организм и поведение больного в целом [5].

Виды психологической коррекции, применяемые у больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата: 1. Рациональная психокоррекция. 2. Реконструктивно-личностная психокоррекция в сочетании с поведенческой терапией. 3.Аутогенная тренировка. 4. Семейная психокоррекция. 5.Арт-терапия. 6. Метод «Создающая Сила» проф. Ершовой-Бабенко И. В. (и входящие в него методики «Убери лишнее», «Ресурсосбережение», ««Осевой пространственно-временной центрации»).

Психокоррекция по методу «Создающая сила» проф.И. В. Ершовой-Бабенко, разработанному в рамках психосинергетики и основанному на создании новых и нового характера связей и/или восстановлении силы и устойчивости ослабленных сигналов между нейронами, их синхронизации с соответствующими зонами организма и уровнями психиких [6;7;8]. В теоретическом плане психолого-реабилитационный курс по методу проф.Ершовой-Бабенко И. В. базируется на методологических основаниях постнеклассической науки конца ХХ – начала ХХI вв. и разработан в контексте психосинергетики – научного направления и методологии исследования психомерных систем/сред, давшего возможность создать психосинергетическую теорию психики [7].

Одной из наиболее частых жалоб, с которыми сталкивается психолог при работе с больными травматологического профиля, является болевой синдром [4]. Он сопровождает пациентов постоянно, то уменьшаясь, то усиливаясь вновь. Известно, что разные люди переносят боль по-разному; индивидуальное восприятие зависит от ряда причин. Однако длительное переживание боли у любого человека вызывает ощущение безнадежности, бесперспективности лечения. Почти всегда ему сопутствует состояние беспокойства и страха, которые проявляются в ожидании неблагополучия, предчувствии грозящей опасности. Тревога, продолжающаяся долгое время, является предшественником невроза, его симптомом, а также служит механизмом его развития. Обычно она сопровождается рядом вегетативных проявлений: тахикардией, учащенным дыханием, бледностью, холодным потом, ощущением сухости во рту и другими. Ожидание боли может спровоцировать нарушение сердечной деятельности во время врачебных манипуляций, при подготовке больного к операции и т. д. Страх боли, болевой синдром и порожденная им тревожность выступают дополнительным травмирующим фактором и могут приводить к личностным изменениям в психике больного. Поэтому устранение боли у пациентов с травматической болезнью психологи должны считать одной из своих наиболее важных задач [4].

Среди психокоррекционных методик можно выделить следующие.

1). Аутогенная тренировка по Шульцу – это самовнушение в состоянии релаксации или гипнотического транса. В основе этого метода лежит опыт древнеиндийской системы йогов, практика самовнушения Куэ, психофизиологические исследования нервно-мышечного расслабления, опыт применения мышечной релаксации и рациональной психотерапии. Упражнения в мышечном расслаблении трактуются как средство овладения настроением, укрепления воли, коррекции эмоционального состояния, регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и цикла “сон-бодрствование”, часто нарушающегося у больных во время нахождения в стационаре [4]. Целью обучения приемам аутогенной тренировки является снятие эмоционального напряжения и болевого синдрома, устранение бессонницы, развитие способности к релаксации и мобилизации в любой обстановке, то есть способности к самоконтролю.

2). Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. Метод основан на том положении, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатой мускулатуры, а успокоение – релаксацией. Цель метода – достижение произвольного расслабления мышц в состоянии покоя. При выполнении его происходит смещение акцентов с болевых ощущений в травмированной конечности на ощущения другого типа и иной локализации, то есть, в деятельности центральной нервной системы происходит формирование доминанты, не связанной с болью [4].

Кроме того, длительное мышечное напряжение, непроизвольно возникающее у человека во время ожидания боли и переживания ее, уже само по себе является источником боли и значительно усиливает ощущения при наличии таковой, поэтому устранение напряжения посредством утомления мышц является в данном случае этиологическим методом лечения. Положительные изменения, возникающие при выполнении этого упражнения в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, приводят к восстановлению микроциркуляции, улучшению трофики поврежденных тканей, способствуют устранению явлений гипоксии и аутоинтоксикации.

3). Релаксационный тренинг с использованием элементов музыкотерапии – для снятия эмоционального напряжения и состояния тревоги, сопровождающих болевой синдром.

Основной акцент этого упражнения делается на эмоциональном состоянии пациента; коррекция болевого синдрома в данном случае происходит опосредованно. Его особенностью является то, что наряду с кинестетическим анализатором, здесь также оказывается задействованным и слуховой. Это значительно облегчает больному “вхождение” в состояние транса и дает возможность с помощью некритичного восприятия им музыкального произведения производить коррекцию своего психоэмоционального состояния. Данный метод также хорошо подходит для психологической подготовки пациента к операции.

4) Метод «Создающая Сила»- успешно применяется для снятия болевого синдрома, общей релаксации и расслабления мышц, а также для психологической коррекции в ситуациях недоразвития или ослабления процессов развития детей, для психологической реабилитации онкобольных, посттравматических состояний, в т. ч. вегетативных, при разных видах катастроф – авто-, авиа-, кататравмы, в психосоматике, при диагнозах «эмоциональная слабость», вторичный сахарный диабет, алалия, нервная анорексия [10-12].

Вместе с тем, в работах отечественных и зарубежных авторов отмечается, что физический недостаток может оказывать не только патогенное, но и саногенное влияние, выступать в качестве “источника силы” (A. Adler, Л.С.Выготский) [9]. В этом смысле решающее значение имеют те особенности в индивидуальном развитии ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности.

В этих условиях возникает задача своевременной и эффективной диагностики и коррекции поведенческих, эмоциональных расстройств; профилактики появления негативных личностных черт, которые в медицинской литературе квалифицируются в понятиях невротического или патохарактерологического развития.

Психологическая и социальная реабилитация лиц с двигательными нарушениями представляет собой комплексный, многогранный процесс, успешность которого во многом зависит от особенностей личности больных. Опыт клинико-психологической и педагогической работы показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативными воздействиями их микросоциального окружения, психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, которые проявляются в перенапряжении эмоциональной сферы, поведенческих нарушениях. Опасность дезадаптационных срывов особенно возрастает в подростковом возрасте в связи с обострением противоречий между физической, психической и социальной линиями в развитии ребенка.

Исследователи психоаналитического направления подчеркивали роль телесных переживаний в организации или дезорганизации поведения.

О влиянии телесного опыта на формирование личности указывал S.Freud (1953). Он подчеркивает, что фиксация интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формирования характера определенного типа [13].

A. Adler (1926) отмечал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела [9].

Z. Lipowski (1988) отмечает, что физическая болезнь или увечье значительно меняют систему ценностей личности.

Так, направленность изменения субъективных ценностей различных частей тела зависит от степени повреждения части и ее прежней субъективной значимости. Автор приписывает телу и его функциям определенные символические значения. Повреждение части тела или его функции активизирует символическое значение связанное с ней, приводит к эмоциональной гиперреакции, иррациональным установкам и поведению [14]. В других исследованиях зарубежных авторов отмечается, что физический недостаток может изменить образ тела, «Я»-концепцию, снизить самоуважение, изменить образ будущего (Shilder P., 1950; Arnold P., Chapman M., 1992).

Психокоррекционная работа с больными с последствиями травм ОДА должна включать следующие этапы:

-оценка клинической картины болезни;

-установление роли и места внутренней картины болезни в индивидуальной жизни пациента;

-организация процесса психического воздействия на пациента.

Критерии эффективности психологической реабилитации:

1. Нормализация или максимально возможное улучшение психологического статуса, нарушенного в результате болезни;

2. Улучшение показателей качества жизни;

3. Формирование активной жизненной позиции;

4. Восстановление положительного восприятия жизни, семьи и общества.

На основании проведенного анализа литературы можно сделать вывод что, на наш взгляд, психокоррекционная работа с больными с последствиями травм ОДА должна включать, помимо названных, также следующие этапы:

- решение проблемы системного построения гипотезы о модели внутренней картины болезни пациента;

- установление роли и места внутренней картины болезни в индивидуальной жизни пациента;

- организация процесса психологического воздействия на пациента.

- психологическая реабилитация по методу «Создающая сила» проф. И.В. Ершовой-Бабенко.

                          Литература

1. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. – М., 1970.

2. Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. – Автореф. дис. д. филос. н. – Киев,1993. – 48 с.; Монография. – Одесса, ОДЭКОМ,1992. – 124 с.

3. Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В.: NOVAKNYGA, 2005. – 360с.

4. Котельников Г.П., Сухобрус Е.А. Психологическая коррекция болевого синдрома у пациентов с травматической болезнью. Межрегиональная сибирская научно-практическая конференция «Боль и паллиативная помощь».

5. Гребенникова В. В., Горблянский Ю. Ю., Яковлева Е. П., Психологические аспекты медицинской реабилитации больных профессиональными заболеваниями. II Международный конгресс «Восстановительная медицина и реабилитация», 2005 год. Москва

6. Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В.: NOVAKNYGA, 2005. – 360с.

7. Ершова-Бабенко И. В. и др. Психологическая реабилитация при политравме. «Медицина И…» Научно-практический журнал, №3(21), 2008. – С. 21-31.

8. Ершова-Бабенко И. В. Концепция пространственно-временного осевого центрирования психики и личности в условиях высокоскоростной психоэмоциональной травмы. Макромоделирование стратегии психомерных сред в русле психосинергетики. – Шестые Пригожинские чтения: Проблема времени – постнеклассический взгляд. Материалы международной научно-практической конференции 25 ноября 2008 года.

Труды Одесского отделения Украинского синергетического общества. Вып. 6. ч. 2. – Одесса, 2009. – С. 25 – 49

9. Адлер А. О нервическом характере. – СПб.: Университетская книга, 1997.- 388с.

10.Бугайцов С. В., Ершова-Бабенко И. В. Психологическая коррекция психосоматических расстройств у больных раком молочной железы на этапах лечения и после выписки из стационара. Макромодель состояния пациентов. // Одесский медицинский журнал. №1. 2002. – С. 81 – 90.

11. Ершова-Бабенко И. В. Исследование влияния агрессивности информационно-эмоциональной среды (нервная анорексия). // Український вісник неврології. – Т. 10, вип..1 (30), 2002, додаток: матеріали II Національного конгресу неврологів, психіатрів та наркологів України.С. 81-82; Ершова-Бабенко И. В. Проблема экологии психики в условиях агрессивности информационно-эмоциональной среды. Психосинергетическая концепция. // Український вісник неврології. – Там же. – С. 81

12. Ершова-Бабенко И. В., Богачук Т. В. Авторский метод «CreativePower» («Создающая сила») в ходе специального курса занятий со студентами медуниверситета (опыт разработки и апробация) // Матеріали відкритого науково-методичного семінару: Актуальні питання міжнародного співробітництва та навчання іноземних громадян у вищих навчальних закладах України: пошуки, знахідки, перспективи.Сумы, 2001. – С.105-113.

13. Freud S. Inhibitions, Symptoms and Anxiety. – London, 1948.

14. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am.J.Psychiatry. – 1988. – V.145.