К ВОПРОСУ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

И.В. Ершова-Бабенко, д-р филос. наук, проф.,

С.В. Корниенко, канд. психол. наук,

Э.Б. Гричун, психолог,

Одесский национальный медицинский университет

Среди психологических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте.

По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень развития личности, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов, особенно в детской психологической практике [2]. Очевидна необходимость применения психодиагностики в комплексном подходе к коррекции развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  1. Дети, страдающие хроническими заболеваниями в опорно-двигательной сфере, склонны к деформированию развития личности вследствии длительной изоляции от своих здоровых сверстников.
  2. У больных детей развивается низкая самооценка вследствие физических дефектов, особенно у девочек, которые наиболее болезненно относятся к восприятию своего внешнего вида.
  3. Часто у таких детей существуют хронический депрессивный фон вследствии физических страданий: болей, ограничений подвижности, скованности движений и других физических ограничений.

Нами была применена психодиагностическая методика – рисуночный тест разработанный проф. И.В. Ершовай-Бабенко «10 рисунков на свободную тему». В рамках психологии ребенка данная психосинергетическая методика основана на представлении о психике как системе синергетического порядка [1] и человеческом организме как об открытой нелинейной самоорганизующейся системе. В отличие от других рисуночных тестов, данная методика не предполагает заданной темы рисунков, что приводит к более свободным проекциям внутрипсихических процессов на внешний план. Диагностируемому предлагается выполнить 10 рисунков на свободную тему с помощью различных средств (цветные карандаши, фломастеры, краски, мелки и т.д.) причем, сам выбор человека средства изображения и цветовой гаммы, является одним из диагностических признаков. Другим диагностическим признаком для нас является композиция самого рисунка, анализируемая по теории композиции В.П.Бабенко. Учитывается композиция, конструкция рисунков на листе в целом, и относительно границ листаю, последовательность, тот характер связей, который возникает между отдельными рисунками, то, как рисунки связаны между собой. При этом рассматривается каждый отдельный рисунок как законченная композиция, целое в целом [1]. Интерпретация теста осуществляется с использованием различных масштабов, как оценка каждого рисунка в отдельности, так и оценка всего теста целиком, что дает, объемное разностороннее восприятие диагностируемой ситуации и личности в целом. Данная методика предполагает многократное применение что, дает возможность наблюдать ситуацию и (или) личность в динамике развития.

Метод «10 рисунков на свободную тему» позволяет увидеть:

-изображение организации внутриличностного пространства;

-культурные ограничения, ценности и привязанности личности;

-эмоциональный фон;

-страхи, фобии;

-уровень тревожности;

-уровень самооценки;

-наличие коммуникативных расстройств.

Помимо диагностической ценности, метод «10 рисунков на свободную тему»обладает терапевтическим воздействием, способствуя увеличению эффекта: когда человек выносит свое состояние на бумагу (придание внешней формы внутреннему содержанию), что приводит к осознаванию человеком своих внутрипсихических процессов, их высвобождению (эффект катарсиса) и осознанной работе над ними.

Практическое применение данного метода в лечебных учреждениях для психокоррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проведенной на лечебной базе санатория «Орленок» показало, что дети свободнее и охотнее, чем взрослые, самовыражаются через рисунок, получая при этом удовольствие от творчества, что само по себе положительно влияет на их эмоциональное состояние. В отличие от вербальных тестов, рисуночный не вызывает тревоги, связанной с ожиданием оценки.

На основании результатов тестирования были даны конкретные практические психологические рекомендации лечащим врачам с целью улучшения психологического состояния детей с учетом их индивидуальных психологических особенностей и состояний, обнаруженных на момент тестирования [3].

Пример 1 Пациент А.12 лет, мальчик после перенесенной операции по поводу врожденной двухсторонней дисплазии тазобедренных суставов.

Для психодиагностики был применен метод «10 рисунков на свободную тему» (автор проф. И.В.Ершова-Бабенко). В процессе тестирования было выявлено, что ребенок выбрал для рисования только черный карандаш, все объекты на рисунках были изображены в верхней части листа, в виде мелких предметов. Большая часть пространства оставалась незаполненной. Фрагментарность данного рисунка указала нам на дезорганизованность внутрипсихического пространства, возможно, связанного с операцией, наличие физической и психической травмы.

На основании полученных данных были даны следующие рекомендации: создать положительную мотивацию для скорейшего выздоровления, четко структурировать выполнение лечебных мероприятий и объяснить ребенку его степень участия в процессе выздоровления. Обеспечить контроль со стороны взрослых родственников за выполнением рекомендаций врача.

Пример 2 Пациент Д. 13 лет, девочка после перенесенной операции по поводу остеомиелита правого бедра.

В процессе тестирования методом «10 рисунков на свободную тему» было выявлено, что ребенок тоже выбрал только черный карандаш, рисунки заполнили только половину пространства листа, все рисунки были выполнены нечеткими, тонкими контурами. Девочка для одного из изображений выбрала тонкое безжизненное деревце без корней, подвешенное в воздухе. Другое изображение – домик с крестом на крыше. На основании всего континуума рисунков, психологом был сделан вывод о наличии депрессивного эмоционального фона и низкой самооценке пациентки, состояния неуверенности в выздоровлении. Врачу были даны рекомендации в доверительной беседе вселить надежду на положительный исход болезни, показать перспективы выздоровления и последующего позитивного развития жизни пациентки, регулярно поддерживать эмоциональный фон, направленный на выздоровление и повышение самооценки девочки, привлечь к этой работе семью.

На кафедре философии ОНМедУ в рамках «Пригожинских чтений» регулярно проводятся мастер-классы по методике «10 рисунков на свободную тему», которые проводит автор –професорИ.В. Ершова-Бабенко.

Литература

1.Ершова–Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности. (Концептуальная модель). Монография. –

В.: NOVA KNYHA,2005 – 360с.

2.Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. С-Петербург,2001

3.Весник физиотерапии и курортологии, Материалы юбилейной научно – практической конференции, посвящённой 75 – летию санатория «Орленок». – №3. 2008.