К вопросу о психологических аспектах предупреждения и коррекции бронхиальной астмы у детей

ЧУЕВА И. А.,

Одесский государственный медицинский университет

Целью нашего исследования является изучение психологических аспектов предупреждения и коррекции бронхиальной астмы (БА) у детей в возрасте 3 – 7 лет.  В данной статье рассмотрена история вопроса.

 Актуальность данного исследования обусловлена сегодня следующими факторами: 1)рост потребности в психокоррекционной помощи при заболевании БА детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет; 2) меньшая психологическая адаптация детей к ситуации болезни [37]; 3) резкое увеличения заболеваемости в этой группе населения [13]; 4) ухудшение экологической обстановки [6]; 5) снижение уровня жизни;

6) увеличение потока информации и ее агрессивности [5; 16];

7) усложнением школьных программ [5]; 8) низкими стартовыми данными в неонатальном периоде [4;12].

 В результате подобных изменений резко возросла роль разносторонних психоэмоциональных и психосоциальных факторов в этиологии и патогенезе БА, что требует разработки эффективных методов как психокоррекции, так и психопрофилактики, возможной только при максимально ранней диагностике БА [14;23;24]. По статистическим данным (фактор 2) в настоящее время распространенность БА в Украине колеблется от 2,9 до 3,2 случая на 1000 детей; причем у 30% детей наблюдается тяжелое течение заболевания [1;17].

  Вопросы психологической коррекции и предупреждения БА детей привлекали внимание исследователей достаточно давно [2;32;35].

 Уже в работах Г. Селье (1950) были предприняты, фактически, первые попытки рассмотреть эти вопросы в условиях неразрешимости задачи психологической нагрузки, предъявляемой внешней средой и вызывающей чрезмерно интенсивную и длительную стресс-реакцию организма, когда из звена адаптации реакция превращается в звено повреждения, что было сделано применительно к астме [7].

  Однако первой классической работой, которую можно считать адресованной конкретно исследованию психологических аспектов возникновения и развития психосоматозов, которым является бронхиальная астма, можно считать работу З. Фрейда (1951) – его психоаналитическую концепцию, которая предусматривает возможность формирования «невроза органа» за счет смещения энергии при вытеснении конфликтов сначала в бессознательное, а затем в сферу функционально-анатомических образований («конверсия на орган») [43].

В дальнейшем и последователи З. Фрейда [7;43] продолжили разработку связи бессознательного с неврозом органа, в частности, с детскими психотравмами и конфликтами. В этом плане достаточно близкой является и концепция [1] символического языка органов А. Адлера (1997).

 В дальнейшем допущение возможности выражения эмоций через реакцию органа и символического выражения болезненных тенденций в разных органах [27] отмечалось В. Н. Мясищевым (1959). Он отмечал характерное доминирование эмоционально – аффективных и висцеро – вегетативных расстройств, которое характеризуется поведенческими изменениями эмоционального происхождения. Понимание этих связей обеспечивает психологу возможность получать психокоррекционны результаты [8;11;12].

 Но одним из первых, кто обратил внимание на проблему соотношения между соматическим и психическим в детях [21], был Р. А. Лурия (1977). В дальнейшем влияние приобретенных факторов (ранние детские травмы) на выбор органа наравне с врожденными [41] подчеркивал в своих работах M. Schur (1982). Он отмечал, что возникновение соматического заболевания, а именно бронхиальная астма, ассоциирует с процессом «ресоматизации» – «физиологической регрессии» к существовавшим в детском возрасте примитивным соматовегетативным реакциям. Последние при достаточной деятельности неблагоприятного воздействия приводят к манифестации заболевания.

  В 80-е гг. в работах Л. Шертока (1982) предпринимается попытка обобщения механизмов вмешательства психики в соматику [35]. Автор выделяет два таких механизма и считает, что психосоматический симптом является асимволическим, специфическая направленность которого определяется не психическими, а иммунологическими и нейроэндокринными механизмами.  Однако, в этот же период Ф. Александр (1982) предлагает теорию психодинамического конфликта, в свете которого развитие астмы расценивается как следствие «бессознательных конфликтов», возникших из-за невротического развития ребенка [2;38;39].

При этом Ф. Александр подчеркивает, что эмоциональное напряжение, не получая разрядки вовне приводит к персистирующим изменениям вегетативной нервной системы, формированию необратимых органических изменений органов Однако, оставаясь в рамках психодинамического подхода, как F. Alexander [2;38], так и G. Engel, A. Schmale, [42] к сожалению, не приводят ни психопатологических, ни экспериментально-психологических характеристик психосоматических расстройств [24;42]. Позицию этого автора объединяет со взглядами З. Фрейда обращение к бессознательному как пусковому механизму в развитии неврозов органа, хотя З. Фрейд рассматривал данную проблему в рамках психоаналитической теории т, а F. Alexander – психодинамической теории. Для исследуемого нами вопроса психокоррекции при БА это ассоциируется с тем, что БА, фактически, является неврозом легкого или психосоматозом.

 В 90-е гг. в работах И.В, Ершовой-Бабенко (1993; 2002) предложена концепция информационно-эмоциональной среды как фактора агрессивного влияния на психическое состояние человека [16], которая рассмотрена в контексте психосинергетики и постнеклассического этапа развития науки по классификации  В. С. Степина (2000).

   П. И.Сидоров разработал системно-динамическую концепцию развития соматического расстройства, согласно которой возникновение нарушения включает ряд этапов: социо-, психо- и патогенеза, причем для обострения болезни необходимо неоднократное воздействие стрессового фактора, сопровождающегося угрозой благополучию в наиболее значимой «жизненной сфере». Мнение автора [34] отражено в табл. 1

  Психологами [9;12;14;24;] фиксируется значительное ухудшение в современных условиях психоэмоционального состояния детей (Горшков, 2002). К всплеску актуальности исследования психологической коррекции и предупреждения БА, а также психоэмоциональных аспектов и вопросов психологической профилактики привела, как показывает анализ исследований последних двух десятилетий, выраженная тенденция к более раннему проявлению бронхиальной астмы [9,11,25,28].

Как следует из изученной литературы, принципы психокоррекционного воздействия на исследуемую нами группу соматических нарушений отсутствуют.

В научной и практической литературе существуют понятия, которые, по мнению их пользователей, либо тождественны, либо имеют незначительные различия между собой. Эти понятия включают: лечение, реабилитация, коррекция, воздействие.

Как указывает Г.С. Васильченко, психокоррекционное воздействие должно учитывать комплексную необходимость дозирования всех методов, в том числе и психосоциальных, с постепенным «ступенчатым» переходом от одного метода к другому. При этом воздействие должно быть не эпизодическим, а носить плановый и последовательный характер, начиная с первичного осмотра [18;26;29].

В решении вопроса психокоррекции нарушений рекомендуется учитывать как психологические моменты, (неврозы, фобии, психопатии); так и соматические  (биологические, физические, химические, анатомические) [23;28].

Психологическая коррекция, представляет собой направленную деятельность по исправлению тех особенностей, которые по принятой системе критериев, не соответствуют «оптимальной» модели. К этому относится ряд подходов: поведенческий; деятельностный; когнитивисткий; психоаналитический; экзистенциально-гуманистический; гештальт-терапевтический; психосинтетический; трансперсональный [6;7;]. В других подходах (психосинергетический), психокоррекция направлена на создание модели, адекватной имеющимуся потенциалу системы личности ребенка (16; 17;33).

  На основании проведенного анализа литературы и статистических данных можно сделать следующие выводы.

1. Можно констатировать не удовлетворенность потребностей психологической и клинической практики, отсутствие адекватных психокоррекционных программ, способных существенно повлиять на психосоматическое состояние больного ребенка.[5,12,29]

2. Потребность в психокоррекции очевидна, но в практических разработках недостаточно акцентировано внимание на эмоциональный фактор, эмоции, под воздействием которых происходят поведенческие изменения [34].

3.Неизученность психологического аспекта состояния психики ребенка в условиях формирования и протекания бронхиальной астмы у детей остается психологической, медико-психологической и медико-социальной проблемой [28;31;32;37].

Литература

1.Адлер А. О нервическом характере. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 388 с.

2.Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое 3.применение. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 305 с.

 4.Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. – М, 2000. – 496 с.

5.Бадьина Н. П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 53–61.

6.Березанцев А. Ю. Психосоматика и соматоформные расстройства. – М.: Информационные технологии, 2001. – 191 с.

7.Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий // Психологический журнал. – 1997. – № 2.– С. 149–160.

8.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 485с.

 9. Бондаревич С. М., Временные параметры индивидуально – типологически  особенностей субъектов с соматическими нарушениями .Автореф.канд.пс.н., Одесса 2008.

   10. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко. Психотерапия. – Питер, 2003. – 472 с.

11. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. – М.: Наука, 1975. – 174 с.

  Войтенко В. А. Время и часы как проблема теоретической биологии Вопросы философии. – 1985. – №1. – С.73-82.

12.Горшков О. В., Варбанец Д. А., Поплавская Л. Л. Особенности возникновения, течения и терапии бронхиальной астмы как хронического психосоматического заболевания детского возраста //Імунологія та алергологія.- 2000.- №2/3.- С.65.

13.Горшков О. В., Старикова А. А. Психоэмоциональные и психосоциальные нарушения у детей, больных бронхиальной астмой //Український вісник психоневрології.- 2002.- Т.10,Вип..1.- С.172-173.

14.Глущенко Л. П., Глущенко О. Л. Деякі психологічні характеристики у пацієнтів з соматичними захворюваннями // Архів психіатрії. – 2002. –№ 3 (30). – С. 186

15.Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В.: NOVAKNYHA, 2005. – 360с.

16.Ершова-Бабенко И. В. Методологические проблемы разработки новой теории психики. //Одесский медицинский журнал. №1.2002. – С. 81-90.

17.Ільченко О. І. Розуміння психічних особливостей соматично хворих – об’єктивний засіб поліпшення здоров’я людей у практичній діяльності лікаря // Педагогіка і психологія. – 2000. – № 4 (29). – С. 30–37.

18.Константинович-Чічірельо Т. В. Показники якості життя хворих на бронхіальну астму за супутніх психоемоційних станів //Український пульмонологічний журнал.- 2003.- №4.- С.24-27.

19.Константинович-Чичирельо Т. В., Мостовой Ю. М. Структура психо-эмоциональных расстройств у больных бронхиальной астмой //Астма та алергія.- 2002.- №3/4.- С.23-25.

20.Крепелин Е. Учебник психиатрии для врачей и студентов: Пер. с нем.– М., 1920-1921. – Т. 1,2.

21.Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М.:  Медицина, 1977. – 240 с.

22.Мей Р. Становлення екзистенційної психології. – Гуманістичні підходи в західній психології ХХ ст. – К.: Пульсари, 2001. – С. 124–164.

23.Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2002. – 409 с.

   24. Марилов В. В. Клинические варианты психосоматической патологии. Авто-  реф.докт.мед.наук. – Москва, 1993. – 38 с.

   25. Максименко С.Д. Общая психология. – К.:«Рефл-бук», «Ваклер», 2004. –   498 с.

   26. Максименко С. Д. Психологічна допомога соматично хворим.// Медицинская  психология. – 2007. – Т.2. – №2. – С. 3-7.

  27. Мясищев В. Н. Понятие «невроза органа» и его значение для клиники неврозов и  внутренних болезней. // Вопросы психоневрологии. – Л , 1959. – С. 71 – 73.

  28.Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: МГУ, 1987. – 168 с.

 29. Овчаренко С.И., Смулевич А.Б., Дробижев М. Ю.,

Ищенко Э. Н., Бевз И. А.  Клиническое течение, внутренняя картина болезни и нозогенные реакции у больных бронхиальной астмой // Терапевтический архив. – 2001. – № 3. – С. 9–

30. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П.Зинченко, Т. С. Леви. – М.: АСТ МОСКВА, 2005. – 731 с.

31.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.:  Высшая школа, 1984. – 174 с.

32.Проблемы медицинской психологии. /Материалы научной конференции. Отв. ред. М. Собенников В.С.Соматоформные, депрессивные и тревожные расстройства.Сообщение 3.// Российский психиатрический журнал. – 2001. – № 2. – С. 23-27.

33.Старшенбаум Г. В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496с.

34.Сидоров П. И. Психосоматическая медицина: Руководство для врачей. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.

35.Шерток Л. Непознанное в психике человека. –М.: Прогресс, 1982. – 310с.

36.Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. Монография – СПб.: Речь, 2002. – 560 с.

37.Шмигель Н. Е. Психологические особенности внутреннего мира детей, больных бронхиальной астмой. Автореф.кан.пс.н.,Киев 2008.

38.Alexander F. Psychosomatische Medizin. // Berlin 1951.

39.Alexander F. The influence of psychologic factors upon gastrointestinal disturbances: a symposium – I. General principles, objectives, and preliminary results. Psychoanal. Q. – 1934 – V. 3. – P. 501 – 539.

40.Alexander F. Psychosomatic medicine: Its principles and application. – New York: Konald., 1953. – 268 p.

41.Surwit R. S., Williams R.B., Shapiro D. Behavioral approaches to cardiovascular disease. – New York: Academic Press, 1982.

42. Engel G., Schmale A. Psychoanalytic theory of somatic disorder. // J. Amer. Psy-choanal. Assoc. – 1967. – V. 15. – P. 344 – 365.

 43. Freud S. Inhibitions, Symptoms and Anxiety. – London, 1948.