К вопросу о защитных механизмах личности

КУЦЕБО О.Н.,

аспирант кафедры философии

   Одесского государственного медицинского университета

Целью нашего исследования является определение возможностей психологической коррекции агрессивности как защитного механизма личности у студентов-медиков.

В данной статье будет рассмотрена история исследования защитных механизмов личности.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что защитные механизмы, являясь одной из адаптивных систем личности, являются теми механизмами, которые определяют «субъективный комфорт личности» [41]. Это становится особенно важным для адаптации личности в ситуации экономического кризиса и нестабильности.

Изучение вопроса защитных механизмов личности осуществлялось в рамках различных научных направлений психологии и медицины. Прежде всего необходимо отметить, что рассмотрение вопроса началось в рамках психоанализа [2; 22; 35; 45-47; 68; 59]. Позже защитные механизмы личности изучались в таких направлениях, как гуманистическая психология [73; 80; 31; 32; 48; 49; 52], общей психологии [5; 13; 33; 20; 21], психологии труда, инженерной психологии и эргономики [6; 41], педагогической психологии [6; 23; 77], социальной психологии [50; 54; 61; 67; 71], гештальтпсихологии [80], бихевиоризме [56; 65; 79], психотерапии и индивидуальном консультировании [5; 9; 13; 33], психологии развития [13; 22; 29; 53], клинике, патопсихологии, наркологии [12; 18; 42].

Впервые термины «защита» и «защитные механизмы» по отношению к психике человека были применены австрийским психиатром З. Фрейдом в 1894 г. в работе «Защитные нейропсихозы» в значении «устранение опасности». В дальнейшем в работе 1926 г. «Торможение, симптомы и тревожность» З. Фрейд обозначил концепцию защиты как «главное определение для всех способов, которые «Я» использует в конфликте, который может привести к неврозу».

З. Фрейд указывал, что прототипом психологической защиты является механизм вытеснения, конечной целью которого является избегание неудовольствия, всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности.

Дальнейшее развитие понятия «защита» и «защитные механизмы» получили в работе А. Фрейд «ЭГО и механизмы защиты» (1936), где обозначены аффекты, включающие работу защитных механизмов. К таким аффектам отнесены страх и тревога. И тогда, соответственно, защитные механизмы – это такие процессы регуляции психической деятельности личности, которые снижают уровень страха и тревоги.

А. Фрейд (1946) считала, что «все защитные механизмы…служат одной цели: они помогают ЭГО в его борьбе с инстинктивной жизнью…Во всех этих конфликтных ситуациях ЭГО старается отречься от части собственного „ОНО“».

 Активное неприятие психоанализа, имевшее место в бывшем СССР в 60-е гг., привело к тому, что отечественные ученые вплоть до 80-х гг. избегали термина «психологическая защита», как связанного с психоанализом и, следовательно, ненаучного.

Так, например, на протяжении 1950-1988 гг. термин «психологическая защита» заменялся сходными и близкими по значению понятиями «психологический барьер» (Ананьев 1969, 1980, Насиновская 1984, 1988, Филонов 1985), «личностные смыслы» (А.Н.Леонтьев, 1975), «психологические установки» (Асмолов, 1979), «смысловой барьер» (Божович, 1972), «психологическая компенсация» (Савенко, 1974), «компенсаторные механизмы» (Морозов, 1983; Мясищев 1926, 1961), «защитная реакция» (Славина, 1988), «невротические защиты» (Карвасарский, 1985), «защитные стратегии» (Ташлыков, 1984).

Отсутствие понятийной чистоты, терминологический «разнобой», по мнению Л. И. Вассермана (1999), могут быть вызваны также тем обстоятельством, что в 90-е гг. понимание природы и сущности механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии осложняется неоднозначностью и путаницей при переводе с языка на язык оригинальной терминологии при этом часто не согласующейся с общепринятой, восходящей к З. Фред и А. Фрейд.

        В современной психологической литературе по-прежнему встречаются различные термины, касающиеся явления психологической защиты. Это, например, «стратегии преодоления» (Мерфи, 1962; Lazarus, 1980; Amirkhan, 1990; Аведисова, Канаева, Ибрагимов, 2002; Карпов, 2006), «копинг-стратегии» (Lazarus, 1980; Конопкин, 1995; Нартова-Бочавер, 1997, Соколова, 2007 и др.), «механизмы совладания» (Вассерман с соавт., 1998), «совладание» (Анциферова, 1994; Либина, 1995), «совладающее поведение» (Либин, Либина, 1998), «защитно-совладающее поведение» (Корытова, 2007), «стратегии взаимодействия с реальностью» (Соколова, 2007), «паттерн поведения» (Родионова, 2008), «стратегии совладания» (Семенов, 2008).

Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время разные авторы вкладывают разные смыслы в одни и те же термины, наоборот, одни и те же процессы описывают, используя разные термины, противореча друг другу.

Например, одни авторы склоняются к мнению, что защитные механизмы являются механизмами бессознательными и неизменными, при этом одни выделяют зрелые (вытеснение, изоляция, рационализация, рефлексия, идентификация, альтруизм, сублимация) и примитивные (расщепление, проективная идентификация, идеализация, обесценивание, грандиозность) защитные механизмы (Kernberg, 1993, 2001; Кляйн, 1988; Макдугалл, 2007; Соколова, 2007), другие – адаптивные (компенсация, замещение, рационализация) и дезадаптивные (вытеснение, проекция, отрицание) (Корытова, 2007).

Отдельные авторы рассматривают роль  зрелых защитных механизмов личности в формировании «стратегий взаимодействия с реальностью» и «стратегий совладания» (Соколова, 2007), другие авторы рассматривают неосознаваемые защитные механизмы как неотъемлемую часть функционирования защитно-совладающего поведения личности, причем активизация и интенсивность функционирования защитных механизмов «детерминируется посредством реализации выбранной стратегии поведения»  (Корытова, 2007).

Многие авторы отмечают, что диагностирование защитных механизмов у личности может служить триггерами расстройств личности и аутодеструктивного поведения (Kernberg, 1993, 2001; Leichsenring 1999; Gunderson 2001; Соколова, 2006, 2007). Это относится как к патологии, так и ко всем ситуациям напряженности в профессиональной и бытовых сферах деятельности [2; 5; 9; 13; 23; 41], а также [37; 38; 42; 45-47; 56; 68] и др.

При этом также высказывается мнение, что если защитные механизмы являются механизмами врожденно-рефлекторными, бессознательными и неизменными стратегиями регуляции аффективного поведения (Перлз, 1978; Камынина, 2008), «интрапсихической стабилизации и адаптации индивида к различного рода ситуациям» (Корытова, 2007), то копинг-стратегии – сознательными механизмами, постоянно изменяющимися и совершенствующимися (Камынина, 2008), «сознательными стратегиями взаимодействия с реальностью» (Конопкин, 1995; Нартова-Бочавер, 1997; Соколова, 2007).

Изучение защитных механизмов личности связано с анализом эксвизитной ситуации [5; 9; 74-76]; установки [5; 43; 54]; совладающего поведения (copingbehavior) [63; 64; 66]; стресса и тревоги [39; 26; 70; 72; 77]; проблемы адаптации [51; 81]; психофизиологии адаптационных механизмов [20; 25; 27; 39]; информационно-психологической безопасности личности в обществе [10; 14]; концепции самооценки и формирования Я-образа [11; 40]; коппинг-стратегий и стратегий совладающего поведения [4; 29; 24; 36; 78]; психической напряженности как характеристики некоторых профессий и связанного с ними психического выгорания [6; 44; 77].

Практический интерес имеют немногочисленные работы, связанные с исследованием специфики психологической защиты у представителей различных профессий, социальных групп [16; 17]. Также уделяется внимание изучению роли защитных механизмов в формировании личности в рамках возрастной психологии [7; 57; 58], в психологии личности [46; 47; 59; 60; 68], в теории самопознания [19; 62] и духовного становления личности [53], в теории личностных конструктов [69], развития креативности и творческого потенциала личности [8; 30; 34], исследования групповых защитных механизмов [55]и пограничных состояний психики [3; 7], в трансперсональной психологии [1; 15; 28].

Такие исследования вносят существенный вклад в формирование научной базы знаний по частным аспектам для целостного понимания проблемы психологических защитных механизмов личности.

На протяжении последних нескольких десятилетий были предприняты попытки создать теорию психологической защиты.

В настоящее время существует несколько таких теорий: психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика (R. Plutchik) (1979); структурная теория личности Г. Келлермана (H. Kellerman) (1979); перцептивно-генетическая теория UlfKragh (1955); периферическая концепция личности С. Р. Мадди (1968), С. Кобаса (1984).

В начале этого века (Ершова-Бабенко, 2002; 2005; 2008) предпринята попытка разработки в русле постнеклассического этапа развития науки концепции агрессивности информационно-эмоциональной среды, концептуальной модели психосинергетических стратегий человеческой деятельности.

Представляют интерес немногочисленные работы, в которых агрессивность рассматривается как защитный механизм личности. Например, Р. М. Грановская, 2007, А. А. Налчаджан, 2007, А. А. Реан, 2007.

В заключение можно сказать, что:

1) несмотря на широкую представленность не затухающего интереса к исследованию защитных механизмов личности в течение более 100 лет сохраняется и разнобой мнений и исследований;

2) на этом фоне становится заметен дефицит методологического исследования психологической защиты и отсутствие работ, посвященных методологическому анализу;

3) отмечается недостаточная разработка методик и методов диагностики психологических защит, и «практически полное отсутствие прикладных процедур рационализации и оптимизации защитной структуры личности» [41].

                                        Литература

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М.: Ваклер.1997.

2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб. : «Академический проект»,1997.

3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М. : Медицина,1993.

4. Анциферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // психологический журнал. -1993. – Т.14. – № 2.

5. Бассин Ф. В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. – 1969. – № 2. – С.118-126.

6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. – 159 с.

7. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 3-19.

8. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал – 1993. – Т.14. – № 6. – С. 3-15.

9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.,1985.

10. Верник А. П. Некоторые особе6нности психологической защиты в современной информационной среде // Актуальні проблеми психології. Екологічна психологія. – 2005. – Т. 7. – Вип. 5. – частина І. – С. 83 – 90.

11. Визигина А. В. Проявление личностных особенностей в самоописании мужчин и женщин / Визигина А. В., Пантелеев С. Р. // Вопросы психологии. -2001. – №3.

12. Воловик В. М. Психологическая защита как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией / Воловик В.М., Вид В.Д. – Л., 1976.

13. Грановская Р. М. Защита личности: Психологические механизмы / Грановская Р. М., Никольская И. М. – СПб. : Знание, Свет, 1999. – 352 с.

14. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: Изд-во РАГС, 1998 – 125 с.

15. Гроф С. и др. Духовный кризис. — М., 1995.

16. Демина Л. Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности : Учеб. пособие / Л. Д. Демина,

И. А. Ральникова; М-во образования РФ, Алт. гос. ун-т, Фак. социологии, Каф. психологии, Каф. психологии коммуникаций и психотехнологий. – Барнаул: Изд-во Алт. госуниверситета, 2000. – 120 с. Библиогр. : C. 120-121. Шифр РНБ: 2001-3/8795.

17. Джидарьян И. А. Проблема счастья в русском менталитете // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 34-48.

18. Зачепицкий Р. А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л.,1980.

19. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.

20. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985.

21. Киршбаум Э. Психологическая защита / Киршбаум Э., Еремеева А. – СПб., 2005.

22. Кляйн М. Эмоциональная жизнь ребенка // Психоанализ в развитии: Сб. переводов / Сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. Екате­ринбург: Деловая книга. – 1998. – С. 59—108.

23. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. на соискание уч. степени док. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / Корытова Галина Степановна. – Иркутск, 2007. – 20 с.

24. Крюкова Т. Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Мат. Сибирского психол. форума. 16-18 сентября 2004 г. – Томск : Томский гос. ун-т. – 2004. – 862 с. – С.165-171.

25. Лазебная Е. О. Посттравматическая стрессовая ситуация и посттравматический адаптационный процесс. Психология писихических состояний. Казань: «Центр инновационных технологий». – 2002. – С. 387 – 399.

26. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970, с. 178— 209.

27. Ледер С. Этические аспекты в психотерапии. // Транскультуральные исследования в психотерапии. / Под ред.С. В. Кабанова. – Л., 1989.

28. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. –М., 1994.

29. Нартова-Бонавер С. К. «Copingbehavior» в си­стеме понятий психологии личности // Пси­хол. журн. 1997. – Т. 18. – № 5.

30. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.,1960.

31. Райх В. Диалектический материализм и психоанализ// Под знаменем марксизма. – 1929. – № 7 – 8.

32. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

33. Романова Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика /Романова Е. С., Гребенников Л. Р. – Мытищи – «Талант» – 1996.

34. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

35. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. – Спб.: «Ювента», 2001.

36. Семенов С. Ю. Сравнительный анализ стилей защитно-совладающего поведения у лиц с аддиктивным и неаддиктивным поведением: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Семенов Сергей Юрьевич. –Москва. – 2007. – 20 с.

37. Соколова Е. Т., Сотникова Ю. А. Связь психо­логических механизмов защиты с аффек­тивно-когнитивным стилем личности // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 2. – С. 12-29.

38. Соколова Е. Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С.66-79.

39. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.М.:Медицина. 1960.

40. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.

41. Субботина Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: автореф. дис. на соискание уч. степени док. психол. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика по психологическим наукам» / Субботина Людмила Юрьевна. – Ярославль, 2006. – 20 с.

42. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984.

43. Узнадзе Д. Н. Основные положения теории установки. Труды. – Тбилиси, Мецниереба, 1977. – Т.6. – С. 263-326.

44. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. – №6. – C. 54-67.

45. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М. : Педагогика-Пресс, 1993. – 140 с.

46. Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ. Пер. с нем. и англ. – М.: МГ Менеджмент, 1998.

47. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 2007. – 447 с.

48. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. –М. :Республика, 1994.

49. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

50. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары//Логос. –1992. -№ 3.

51. Хартманн X. Эго-психология и проблема адап­тации / Пер. с англ. М.: Ин-т общегуманитар­ных исследований, 2002.

52. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.

53. Шадриков В. Д. О некоторых проблемах индивидуальности. Сборник «Психология индивидуальности», 2008. В кн.: Психология индивидуальности: Мат. 2-й Всероссийской научн. конф., г. Москва, 12-14 ноября 2008г. Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. C. 65-67.

54. Шибутани Т. Социаль ная психология. – М., 1969, с. 139.

55. Штроо В. А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – С.54-61.

56. Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности в социальном взаимодействии: автореф. дис. на соискание уч. степени док. психол. наук: спец. 19.00.05 «Социальная психология». 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Чумаков Михаил Владиславович. – Ярославль, 2007. – 20 с.

57. Эльконин Д. Б. введение в психологию развития. –М.: Тривола, 1994.

58. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.

59. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб, 1994.

60. Allport F. H. Theories of perception and the concept of structure. New York: Wiley, 1955.

61. Bandura A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall. – 1986.

62. Bem D. J. Self-perception Theory.—In: Advances in Experimental Social Psychology. N. Y. – 1972. – v. 6. – P. 2—62.

63. Billings A. G., Moss R. H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of personality and social psychology.- 1984. – Vol. 46. -№. 4. – P. 877–891.

64. Blankstein K. R., Flett G. L. et at. Coping and academic problemsolving ability in test anxiety // J. Clin. Psychol. – 1992. –V. 48. – № 1. – P. 37-46.

65. Efran J. S., & Clarfield L. E. Constructionist therapy: Sense and nonsense. In S. McNamee & K. J. Gergen (Eds.), Therapy as social construction (pp. 200-217). London : 1992. – Sage. – P. 201.

66. Gelles E. B. Letter writing as a Coping Stratege: The Case of Abigail Adams // Psychohist. Rev. 1994. – V. 22. – № 2. – P. 193-209.

67. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. N.Y. Stanford; Stanford univ. press, 1976.

68. Freud S. The neuro-psychoses of defence // The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. L. : Hogarth press and the Institute of Psychoanalysis. – 1962. – v. III. – P. 45—61.

69. Kelley H. H. Attribution Theory in Social Psychology.—In: Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, 1967. – P. 120—168.

70. Lazarus R. S., & Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984.

71. Lewin K. The dynamic theory of personality. N.Y.: McGraw Hill, 1935.

72. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job Burnout // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol.52. – P. 397-422.

73. Maslow A. H. Motivation and personality. N.Y.: Harper & Brothers, 1954.

74. Parkes K. R. Locus-of-control, cognitive Appraisal, and coping in stressful situations // J. Pers. and Soc. Psychol. 1984. V. 46. P. 655-668.

75. Pearlin L. I. The Study of coping: An overview of problems and directions // The Social context of coping. New York: Plenum Press, 1991. P. 261–276.

76. Pearlin L. I., Schooler C. The structure of coping // J. Health and Soc. Behav. 1978. V. 19. P. 2-21.

77. Perlman B., Hartman E. A. Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. – 1982. – V. 35 (4).

78. Perrez M., Peicherts M. Stress, Coping and Health. A Situation-Begavior Apprtach Theory, Methods, Applications. – Seattle: Hogrefe/Huber, 1995. – 137 p.

79. Rotter J. B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966;

80. Perls F. S. Das Ich, der Hunger und die Aggression. Die Anfaenge der Gestalttherapie. Stuttgart: Klett-Cptta, 1978.

81. Vaillant G. Adaptation to life. “Little, Brown & Company”, 1977.