Концепция пространственно-временного осевого центрирования психики и личности в условиях высокоскоростной психоэмоциональной травмы. Макромоделирование стратегии психомерных сред в русле психосинергетики.
ЕРШОВА-БАБЕНКО И. В.
В статье представлены результаты осмысления теоретических аспектов и методологических проблем при разработке новой теории психики и теории политравмы в терминах и с позиций психосинергетики, постнеклассически[1], практические результаты психолого-реабилитационной работы по методу «Создающая Сила» (создан в рамках психосинергетики и ноологии: 1992-2005)[2], применявшемуся в отношении психоэмоциональной травмы (ПЭТ) и одной из форм черепно-мозговой травмы при политравме в условиях диффузно-аксонального повреждения головного мозга (ЧМТпДАП)[3].
Что объединяет, с одной стороны, названные травмы – ПЭТ и ЧМТпДАП, а с другой – постнеклассическую науку «в лице» психосинергетики? 1) Высокая скорость, энерго-/эмоциоёмкость, смысло- и ценностноёмкость процессов и/или событий (для психики/личности человека и для организма/мозга);
2) принадлежность к одному подклассу сред/систем/процессов – открытых нелинейных самоорганизующихся, к одному их типу, обладающих пространственно-временным осевым центрированием – ПВоЦ (оси пространства, времени и пространственно-временные одновременно) – психика/личность, организм/мозг;
3) однотипность последствий при нарушении ПВоЦ в условиях высоких скоростей и разрывов связей на разных уровнях психики/личности, организма/мозга; 4) возможность получать положительные результаты при проведении реабилитации, в т. ч. психологической по методу «Создающая Сила», адекватной данному представлению о травме/политравме.[4]
Рассмотрим представленное утверждение более подробно.
Для этого обратимся к разъяснению механизма и последствий диффузно-аксонального повреждения головного при политравме, а также к постнеклассическому определению психики, сформулирванному в рамках психосинергетики (1992) и вошедшему в философию, психологию и педагогику (1992;2005), а затем в круг гуманитарных/когнитивных/поведенческих/общественных/социальных или психомерных/человекомерных (в новой классификации) наук (2002-2008).
1. Синергетика: механизм функционирования аксонов и последствия диффузно-аксоннального повреждения головного мозга при политравме. В работах по изучению работы нейронов утверждается, что независимо от того, к какому типу относится нейрон, он может испускать только одну разновидность сигнала, а именно: короткий импульс продолжительностью около
1 миллисекунды. Этот электрический импульс распространяется вдоль аксона. Степень возбуждения нейрона кодируется скоростью испускания сигналов. Чем выше уровень активации или чем больше постсинаптический потенциал, тем с большей скоростью испускаются импульсы. Если воспользоваться радиотехнической терминологией, то можно сказать, что при передаче нервных сигналов используется импульсно-кодовая модуляция. Клетки, принадлежащие различным областям мозга, например, зонам, ведающим обработкой слуховых или зрительных сигналов, используют один и тот же код[5]. Поскольку электрический импульс распространяется вдоль аксона, то диффузно-аксональное повреждение головного мозга при политравме приводит к нарушению этого распространения. Важную взаимосвязь между сенсорными входами и скоростью возбуждения нейрона обнаружили Хубель и Визель (1962), занимавшиеся изучением скорости возбуждения специфических нейронов в зрительной зоне коры больших полушарий анестезированных кошек. Глаза кошек были открыты и могли воспринимать изображения.
Типичным изображением была черта, проведенная в определенном направлении, которая перемещалась в том же направлении. «Срабатывание» конкретного нейрона сильно зависело от ориентации черты. Например, если черта была проведена в горизонтальном направлении, то нейрон вообще не возбуждался. Если черта была проведена под углом, например, 45° к горизонтальной оси, то нейрон возбуждался с умеренной скоростью.
2. Психосинергетика: постнеклассическое определение психики
В контексте современного постнеклассического этапа развития науки (70-е гг. ХХ – первое десятилетие ХХIв. по классификации В. Степина) психосинергетика определяет психику[6] как гиперсистему синергетического порядка, открытую нелинейную самоорганизующуюся (ОНС) иерархо-неиерархическую среду/систему с фазовой многомерной, центрированной по осям пространства и времени (в т. ч. они могут быть блуждающими), событий, ценностей и др., но в тоже время целостной структурой, существующей во многих измерениях одновременно. Выделены три фазы: дожизненная – до момента зачатия, прижизненная – от момента зачатия до момента смерти, выраженная в том числе и системой психической реальности (СПР); постмортальная. Гиперсистема демонстрирует проявление фазовых состояний различных видов и уровней самоорганизующихся процессов.
Психосинергетика раскрывается целостность психики через множество измерений – пространственных, временных и пространственно-временных одновременно, информационных и энергетических (в т. ч. эмоциональных), индивидуального прижизненного и трансличностного коллективного Бытия и Становления, субстратных и процессуальных, соотносимых с уровнями живого, неживого и виртуального. При этом имеют значение локализованные целостности, транспортируемые без их активизации на длительные расстояния в пространстве и во времени внутри гиперсистемы психики и ее фаз как ОНС сред.
В таком понимании психики особую роль получают самоорганизующиеся структуры (явление самоорганизации)[7].
С точки зрения психосинергетики, психика человека по определению выражает сосуществование в режимах самодостраивания, положительной и отрицательной синергии, информации и энергии (в т. ч. эмоции в прижизненной фазе) в единстве их психического проявления, т. е. психика обладает информационными и энергетическими (в т. ч. эмоциональными) источниками и стоками, которые могут быть и потенциальными в каждой своей точке. Психика обменивается энергией, эмоциями и информацией не только с внешней для человека, для организма средой, но, прежде всего, с внутрипсихической средой, т. е. внутри себя с собой, с организмом, с личностными структурами человека. Присутствие и характер проявления источников и стоков в психике варьирует в зависимости от её фазы, порога, состояния и порога скорости.
Критическая разность на разных уровнях и/или в целом является маркером сформированности точки перехода, выражающей факт возникновения травмы как психической, так и черепно-мозговой, например, в условиях ДАП[8]. Именно такая разность, а не любая, ведет к разрыву связей на многих уровнях. Например, мозг – разрыв аксонных связей; организм – разрыв связей между сигналом и реагированием органа, скелета при переломах; внутриличностная структура – разрыв связей между имевшимся до травмы представлением («картинкой в памяти») о себе, о пространстве, об отношениях с другими, между личностными ценностями.
В психосинергетике подчеркивается, что для человека психика выступает и как специфическая реальность, которая выражена совокупностью динамических состояний системы психической реальности (СПР), peaлизуемых в разных измерениях на разных уровнях и скоростях, в том числе на информационно-ментально-духовно-эмоциональном (ИМДЭ) личностно ориентированном уровне. Как личностное целое она содержит множество личностно ориентированных структур-аттракторов. Постоянное изменение одного или группы состояний психики создаёт картину нелинейной динамики психических процессов[9]. Рефлексия имеет место, но психика, личность, организм, мозг не имеют при этом адекеватной оценки себя и своего состояния.
При травме контроль опасности «сбит» одновременно на многих уровнях: например, на уровне организма (распространяется и на Биосферу, т. к. законы не действуют) [Кордюм,2006], на уровне личности (распространяется и на Ноосферу, т. к. законы не имеют окончательной формулировки), на уровне психики (распространяется и на Альфасферу, т. к. законы не известны)[10].
Психика рассматривается психосинергетикой также как природное (в широком смысле – Космос, и узком – Земля, что зависит от фазы) специфическое сверхсложное явление, т. е. не только феномен, подпадающее в этом аспекте под действие известных и принятых законов природы, а также тех законов, существование которых уже обозначено в науке, например, ноосферных[11] (ноологических), постноосферных (постноологических) и альфасферных (альфалогических)[12] законов, но окончательной формулировки которых наука пока не имеет.
Далее, в нарушение принятых норм жанра, мы обратимся сначала к иллюстрациям на уровне ценностных и личностных связей в семье, которые будем считать примером, позволяющим предъявить модель действия/протекания/разворачивания психически личностно ориентированной травмы, в т. ч. и ЧМТ с пред- или постпсихологической травмой, а затем представим теоретическое обоснование.
Пример 1. Семья: муж, два сына, мама и ее мама (бабушка).
Схема: устойчивая, благодаря двум сыновья, горизонтальная ось – сын/сын, вертикальная ось – муж/жена. Визуально – это выглядит как ромб с «хвостиком» – жена/ее мать. Характер и сила связей по осям меняется. Также меняется характер процессов и ситуаций.
Ценности матери: привязанность/любовь к детям, отсутствие себя или делание для других. Этому соответствует стабильная схема-расстановка в пространстве и времени личности матери. Имеет место агрессия со стороны мужа в отношении к матери, которая ослабляется детьми. Имеет место страх матери перед отцом из-за вспышек агрессивности.
Взросление детей приводит к их выходу из семьи и взникновению угроза привязанности матери к ним. Возникает страх «как же без них». Растет концентрация агрессии со стороны мужа из-за выхода детей из схемы. У матери страх переход в панический.
Рис. 1
Пример 2. Семья: муж, жена, его сестра, его сын, мама жены.
Схема: неустойчивая, т. к. есть только вертикаль, у которой со временем увеличивается показатель напряженности. Временное тяготение к устойчивости в период присутствия сестры: горизонтальная ось тоже неустойчивая – жена/сестра.
Ценности: привязанность/любовь к мужу, делание для другого, стабильная схема-расстановка в пространстве и времени личности жены, тяжелая болезнь мужа, страх отсутствия возможности купить лекарства. Угроза возможности купить лекарства из-за кризиса банковской системы – панический страх.
Рис. 2
Пример 3. Муж, жена, два сына, мама жены.
Схема: устойчивая, благодаря двум сыновья, горизонтальная ось – сын/сын, вертикальная ось – муж/жена. Визуально – это выглядит как ромб с «хвостиком» – жена/ее мать. Характер и сила связей по осям меняется. Также меняется характер процессов и ситуаций.
Ценности матери: привязанность/любовь к детям, отсутствие себя или делание для других. Этому соответствует стабильная схема-расстановка в пространстве и времени личности матери. Имеет место агрессия со стороны мужа в отношении к матери, которая ослабляется детьми. Имеет место дородовая психотравма матери и панический страх матери, вызванный несколькими причинами нынешними.
Взросление детей сопровождается глубоким, паническим страхом за родителей из-за угрозы их расставания, что приводит к угрозе жизни одного сына и длительной бесперспективной в лечении болезни второго сына. Возникает страх «как же без них». Растет концентрация агрессии со стороны мужа из-за отсутствия выхода из ситуации. Происходит «предельное» напряжение осей и связей на уровне психики, личности, сопровождающееся разрывом связей, который личностью подсознательно фиксируется, но это лишь усиливает внутрипсихическую панику. В конечном итоге происходит разрыв связей следующего уровня – это «сброс» на организм, стадия проявления органического заболевания, чаще всего у детей (больше мальчики) диабет 2-й группы, эмоциональная, умственная слабость и др.
Рис. 3
Рис. 4. Общая модель №1. Ромб с хвостиком.
2. Психомерные среды – предмет психосинергетики
Психомерные системы/среды (ПС) рассматриваются в психосинергетике как производные от системо-/средообразующей функции системы психики человека – гиперсистемы синергетического порядка (ССП), демонстрирующей явление «нелинейное целое в нелинейном целом». Методологически это позволяет выйти за пределы дихотомии «часть-целое» и приблизиться к более адекватному представлению о психическом как нелинейном целом в нелинейном целом.
Система – понятие, присутствующее в общей теории систем (ОТС), кибернетике, синергетике и психосинергетике. «В определенном смысле, пишет Климонтович (1986), понятия структуры и системы пересекающиеся, равно как пересекаются и интересы этих трех наук: выяснить с общих позиций закономерности процессов самоорганизации структур, саморегуляции и самоподдерживания систем. Но акценты разные»[13].
Считается, что определение системы, классическое в кибернетике и в общей теории систем, впервые было дано в 30-е годы Л. фон Берталанфи: «Чтобы объект мог рассматриваться как система, он должен, во-первых, состоять из подсистем, т. е. естественно разбиваться на части; во-вторых, части должны составлять целое так, чтобы это помогало исследованию всей системы (легко пояснить это требование статистической динамикой Больцмана: чтобы понять макроскопическое поведение системы, газ рассматривается как совокупность множества элементов-атомов); в третьих, должна существовать такая взаимосвязь элементов в системе, которую можно охарактеризовать математически; наконец, сама система должна быть подсистемой большей системы»[14].
Принципиальное отличие от определения Л. фон Берталанфи мы встречаем спустя более 50-ти лет в работах И. Пригожина (1984), который считает ошибочным стремление ученых делить целое на части.
Наконец, в 90-е годы в психосинергетике И. Ершовой-Бабенко вводится понятие «целое в целом», демонстрирующее новый тип систем, например, психика, личность, для которых ошибочной является дихотомия «часть-целое» (1989; 1992; 2005).
Определяющую, принципиальную роль в психосинергетическом понимании ПС играют самоорганизующиеся структуры, сильно (крайне) неравновесные состояния и пороговые значения (критическая разность, например), которые могут становиться и становятся параметром порядка или управляющим параметром, системо- и переходоформирующим фактором. Это выражает позиции постнеклассического этапа развития науки и позволило показать ограниченность традиционной отражательной концепции понимания психики, а также актуальность формирования новой научной области – психосинергетики, а в ее рамках – постнеклассической теории психики и теории травмы/политравмы в терминах и с позиций психосинергетики[15]. Предметом психосинергетики становятся ПС – самоорганизующиеся ОНС различной природы, системообразующим фактором в которых является психика человека, ее состояние, пороговые значения ее состояния и скорости и др., ее фазы и фазовые характеристики.
ПС подвержены влиянию потоков информации, в том числе ценностных, личностно ориентированных, энергии/эмоций, вещества/обмен, времени и др., не только поступающих извне, но, прежде всего, производящихся самими этими системами/средами внутри себя по отношению к себе, к своим внутрипсихическим – внутриличностным маркёрам, что соответствует определению самоорганизации в синергетике. (Если средой выступает группа людей, коллектив, партия, …, то это внутригрупповые, культурологические, идеологические и подобные маркёры).
Это принципиально существенное положение для рассматриваемых в психосинергетике ПС, для их состояния, изменения, развития, деградации или остановки/зависания/»плато». (Термин «плато» применен здесь в значении, употребляемом С. Курдюмовым (1994).
Энергия. П. Л. Капица.
В описании эксперимента П. Л. Капицы энергия, необходимая, например, для создания магнитного поля, накапливается в виде кинетической энергии ротора. Следовательно, можно предположить, что энергия, необходимая человеку для создания его информационно-эмоционального (ИЭ) поля или другой, например, ценностной, смысловой, мыслительной, ментальной разновидности психического поля, накапливается этим человеком в виде кинетической энергии психики/личности, мозга/организма (или в виде кинетической энергии мысли). Фактически, перед нами формула [работа + накопитель = поле].
Если представить, что мы воздействуем на ИЭ поле (или другую его разновидность) через изменение характеристик памяти-накопителя в форме мыслительных операций, концентрации внимания, резкой смены ценностей, медитаций, то это происходит не по принципу сердечника, а по принципу катушки, не слабый поток информации, а сильный, точнее, концентрированный в виде смыслонесущих единиц (СНЕ), не постоянный поток, а импульсный, каскадный. Метод ритмокаскадов опубликован Будановым в 2007 г. Наша позиция публикуется в 2008, хотя сформулирована была в 1999 г., а теперь нашла подтверждение в работах математиков. Это аналог принципа создания импульсных полей Капицы-старшего. Почему по величине магнитной энергии, полученной в катушке, результат П. Л. Капицы является до сих пор рекордным? Гипотеза: потому что он это же самое делал параллельно в своих мыслях, которые имели особенность в организации – она возникает в том случае, когда присутствуют смыслонесущие структуры, единицы. Наш опыт демонстрирует, что присутствие в мышлении исследователя смыслонесущего структурирования изменяет ход эксперимента, скорость и состояние.
Существенность положения определяется тем, что внутрипсихическое влияние названных потоков на самих себя может при определенных условиях/факторах (1 – 12) сопровождаться действием объемной нелинейной положительной обратной связи (ОНПОС), что выражается в возможности усиления потоками самих себя и друг друга по всему объему среды посредством ими же производимой продукции (в соответствии с внутрипсихическими маркерами, становящимися аттракторами). При этом внутри и между потоками образуются структуры/геометрические объемные фигуры, которые при условии дефицита для одного из участников, например,
4-хтактной структуры, начинают деформироваться с определенной степенью травматичности. Именно здесь и совершается разрыв связей. Если высвободившееся целое не опеределилось со следующей структурой-целым, к которому оно примкнет, то наступает ее внутренний кризис – зависание, коллапс и др.
Это может быть внутрипсихический, внутриличностный, внутриорганизменный, внутриполитический кризис.
Сказанное относится к ОНС средам/системам разного уровня и природы.
Еще С. Л. Рубинштейн (1947) указывал на то, что внешние раздражители не определяют непосредственно реакции человека, что они опосредствуются через «внутренние условия».
В психологии такие «внутренние условия» получили название личностные установки, потребности, мотивы. (См. также работу С. Харитонова «Психические потребности»).
Учение о мотивационной сфере как ядре личности является наиболее разработанным разделом психологии личности советского периода. Сегодня, спустя более полувека, в русле постнеклассической методологии исследования психики человека как синергетического объекта (Ершова-Бабенко,1992) этот раздел психологии получает новое развитие в психосинергетике.
Тем самым разрешается одна из наиболее актуальных теоретических и методологических проблем психологии, подчеркнутая Б. Ф. Ломовым в 80-е гг.
Историческая справка
В психологии середины ХХ в. теоретической и методологической основой экспериментального исследования личности служило положение А. Н. Леонтьева о деятельности как основной форме отношения человека к действительности.
Психосинергетические следствия постнеклассики – это и общенаучный уровень философии и методологии науки – методология исследования психики человека как синергетического объекта[16], поиск единой картины мира постнеклассического этапа развития науки, концептуальная модель психосинергетических стратегий человеческой деятельности, позиция «целое в целом»[17], и конкретнонаучный уровень – психосинергетический подход к исследованию в психологии личности таких «внутренних условий» как личностные установки, потребности, мотивы, эмоции; в патопсихологии – не только и не просто особенностей познавательной деятельности психически больных людей, а личности в целом. Такая постановка вопроса связана и с вопросом о постнеклассической картине мира.
Необходимость перехода на уровень исследования целого в патопсихологии еще в 60-е гг. ХХ в подчеркивалась
Б. В. Зейгарник, «душевная болезнь поражает, в основном, личность в целом, меняет систему ее потребностей, установок, эмоциально-волевых особенностей». Целостный подход актуален и для общей психологии. Так, в 70-е гг. трудности изучения личностных особенностей и недостаточная разработанность методов подобного рода исследований отмечалась уже не только в патопсихологии, но и в общей психологии (Коченов,1970).
Конечно, может возникнуть вопрос о том, что потоки извне тоже влияют. Да, это так. Но в чем особенность психосинергетической позиции? Во-первых, в том, что, как уже было сказано выше о приоритетности внутрипсихических процессов и состояний, самоусилении и способности производить более сложное, чем они сами. Во-вторых, в том, что как внешнее, так и внутреннее влияние/событие (энергия/эмоции/информация, ценности/смысл) может отстоять далеко во времени от следующего/ предыдущего. Однако, внимание человека как правило не охватывает долго длящийся процесс (дискретный, непрерывный, мерцающий), не рассматривает его или не предполагает его существование (т. е. нет предвидения, опережающего восприятия, предвосхищения), а, следовательно, не воспринимает такие отдаленные, разнесенные во времени (и пространстве или в том и другом измерении одновременно) события как единый, например, в макровременном и событийном измерении, процесс.
Может показаться, что в невротических и послестрессовых состояниях это «не охватывание» не происходит. Однако, это не так, поскольку в этих состояниях происходит уход в то время, когда разворачивались травмировавшиеся человека события. Человек в этом случае отсутствует в настоящем и присутствует в прошлом в том смысле, что его поведение ориентировано на структуру той травмы. Такая структура выполняет роль аттрактора, оттягивающего на себя внимание, осевое центрирование системы: психики, личности, внимания, организма и т. д. Человек обычно не удерживает их (события) в макрополе внимание. Можно сказать, что он не владеет «отдаленным», «длительным» или макровниманием и поэтому «забывает» о тех событиях, которые были «вначале» и/или давно. При этом, у каждой внутрипсихической системы (ВПС) личности (группы, партии
и т. д.) есть свое «давно» и «скоро», т. е. своя длительность отслеживаемых вниманием единиц, интервлов времени, свое расстояние, не фиксированное вниманием. Аналогично и сама ВПС «забывает» свое начальное состояние.
Суть психосинергетики в акцентировании внимания на первичности и приоритетном организующем влиянии как раз внутрипсихических параметров ПС в разных измерениях ею же самой и создаваемых, а не начальных состояний. Ею же самой организуется и выход (попадание) на тот или иной уровень, то или иное измерение. Также в психосинергетике рассматривается сглаживание (незамечание, проскакивание) начального влияния, кажущееся парадоксальным обнуление начальных данных вследствие многонаправленности внимания внутриличностных процессов, и постоянно изменяющегося направления движения, выбираемого личностной системой из поля потенциально возможных путей ее развития. Не случайно в психологии личности понятие «направленность личности» является одним из наиболее продуктивным. В синергетических работах вопрос о роли направленности личности рассмотрен, например, С. Курдюмовым (1994).
В каждую следующую секунду под влиянием внутри- и внешнепсихических флуктуаций и других условий, которых к настоящему времени выделено более 12 – ценности, убеждения, мода и под., находясь в сильно неравновесном состоянии, ПС или структура может менять и/или меняет направление своего движения и характер своего изменения. (Пример: истерия) Это может привести к тому, что в определенный момент времени она окажется не там, где ее ожидают исходя из начальных данных, а совсем в другом месте вплоть до самого неожиданного. Например, это может быть даже точка, из которой система стартовала.
В терминах времени такая точка окажется, фактически, прошлым данной системы или среды, в которое она попадает. Но система теперь сама уже другая, не соответствующая этому прошлому. (ПС1, ПС2, ПС3… ПС-энная, возвращающаяся).
ПС в психосинергетике трактуется нами как такое целое, которое представляет собой сверхсложную открытую нелинейную самоорганизующуюся (ОНС) среду, существующую и образовавшуюся в другой ОНС (но может быть и попавшую в нее уже в сформированном виде). В психосинергетике это явление получило название «целое в целом» или «нелинейное целое в нелинейном целом». Как психосинергетическое выражение внутреннего мира человека такая среда получила название ВПС или информационно-ментально-духовно-эмоциональная среда (ИМДЭС), информационно-эмоциональная среда (ИЭС), которая по определению является сверхсложной ОНС. Открытость мышления, вслед за И. С. Добронравовой (1990) трактуется нами как готовность к восприятию нового.
И мыслительные, и духовные, и ценностные, т. е. аксиологические, процессы, по сути своей, являются для ПС информационными, времеными, провоцирующими ее энергетические – мозговые и эмоциональные, всплески. Провокация всплесков происходит за счет соответствия/несоответствия или рассогласования по определенным параметрам – интенсивности, частоте всплесков, возможностей ПС и др.
Например, степень концентрации информации, времени, энергии/эмоций в единице измерения, скорость поступления, преобразования информации, смысла, степень согласованности, масштабность и др. Эти всплески могут быть как поглощающие, так и производящие информацию, энергию/эмоции, вещество/обмен веществ в организме, наконец, характеристики времени и др. Они способны также находиться в третьем состоянии – состоянии «зависания» или паузы, «плато» как продуктивного варианта зависания.
Такая среда характеризуется потенциальной возможностью перехода в состояние, далекое от равновесия или в так называемый «нелинейный» динамический режим. К подобным системам относятся и те среды, в которых и по отношению к которым психика человека, ее состояние, может становиться и становится переходоформирующим, системообразующим или управляющим параметром, параметром порядка. Соответствующую роль в этом случае играет, например, рост и/или интенсивность эмоциональных всплесков, причем, как положительных, так и отрицательных, а также информационных и событийных/ситуативных всплесков.
Состояния ПС, далекие от равновесия могут терять свою устойчивость, а теряя ее – переходить к одному из многих возможных состояний и/или измерений, т. е. отнюдь не к одному или двум предполагаемым. Это соответствует позиции неравновесной термодинамики[18]. М. С. Каган (2004) предложил назвать это, вслед за С. П. Курдюмовым, полифуркацией, многофуркацией. Хотя может быть в новой терминологии и нет необходимости, если учесть исходное значение термина «бифуркация».
Бифуркация – изменение числа или изменение устойчивости решений определенного типа. Изменение числа и конфигураций возникающих структур при изменении каких-либо внешних параметров первоначальных данных. В результате теории катастроф Рене Тома возникла первая классификация возможных типов бифуркации. Во второй половине ХХ в. получила развитие теория бифуркации. Задачу, как меняется число и конфигурация возникновения структур стали называть построение бифуркационной диаграммы. Таким образом, множество различных нелинейных процессов и неустойчивостей оказалась воплощением одних и тех же простейших бифуркаций.
Существует теория бифуркаций динамических систем на плоскости наряду с качественной теорией.
В 60-е годы она стала математическим аппаратом нелинейной динамики и теории колебаний. В результате это обеспечило синергетике успех и популярность.
Нужно отметить, что в Природе часто встречаются далекие от равновесия системы. Земляв целом – это открытая система, подверженная постоянному притоку энергии от Солнца.
Этот приток энергии обеспечивает движущие силы для поддержания жизни и ответственен за поддержание атмосферы Земли в состоянии, далеком от равновесия. Если рассматривать клетку, то любая клетка живет за счет потоков энергии, вещества и информации. Если говорить о химических реакциях, то они могут легко переходить в нелинейный режим, также как и явления переноса, теплопроводности, диффузии, хотя, как отмечают исследователи[19], для последних трех это сделать гораздо труднее.
В психолингвистике есть термин «навык переноса», о котором известно, что естественного переноса у человека в его языковой/речевой деятельности обычно не происходит.
Например, владение двумя языками, приобретенное в детстве в результате воспитания в двуязычной семье – дети билингвы, отнюдь не означает, что эти дети умеют переводить с одного языка, которым они владеют, на другой. (Исследованием этих вопросов занимался А. А. Леонтьев). Такой навык, как доказано в психолингвистике, возникает в результате тренировки.
Одной из основных ошибок в этом плане становится то, что, человек (а часто и специалист, педагог, психолог) не догадывается об отсутствии естественного навыка переноса и о необходимости специальной тренировочной работы для формирования и развития этого навыка, но рассчитывает на него. В этой связи интересным является факт, что явление переноса в химии характеризуется, как показывает Пригожин (2002), трудностью его перехода в нелинейный режим.
Неравновесное состояние, к которому может приходить и приходит ПС, определяется в психосинергетике рядом факторов/условий. Первые пять факторов взяты нами из неравновесной термодинамики И. Пригожина (1-5), следующие четыре (6-8) – из синергетики Г. Хакена (1991;2000) и, наконец, еще четыре (9-12) – из психосинергетики И. Ершовой-Бабенко (1992;2005). Это такие факторы как: дефекты (1), граничные условия (2), случайности (3), неоднородности (4), флуктуации (5), консенсус между компонентами (6), принцип круговой причинности (7), принцип подчинения (8), принцип удаления лишнего из центра поля внимания и/или актуализированного локуса памяти на периферию (9), принцип «вешалки» (10), принцип «вывернутой варежки» (11), принцип «обнуления» или перехода в новое качество (12) и др. Эти факторы относятся как к собственно информации, энергии (эмоциям), веществу/обмен, времени и др., так и к разнообразным и разностепенным их сочетаниям, выражающим стадии динамики и фазы ПС.
Информационная справка
«Смещение лодки по вертикали определяется не только амплитудой, но и фазой. Фазы могут быть параметрами порядка!»[20].
В работах С. Курдюмова (1994) применяется понятие «стадии» в следующем значении. «Как показывают исследования, картина процесса на первоначальной или промежуточной стадии может быть полностью противоположной его картине на развитой, асимптотической стадии. Скажем, то, что сначала растекалось и гасло, может со временем разгораться и локализоваться у центра. Причем такие бифуркации по времени могут определяться не изменением параметров, а ходом процессов самоструктурализации данной среды. Наконец, могут происходить изменения (вынужденные или спонтанные) самой открытой нелинейной среды. А если среда становится другой, то это приводит к качественному изменению картины процессов ее эволюции.
На более глубинном уровне происходит переделка, переструктурализация поля возможных путей эволюции среды.
За нелинейностью, кроме того, стоит представление о возможности – на определенных стадиях – сверхбыстрого развития процессов.
В основе механизма такого развития лежит нелинейная положительная обратная связь».
В рамках психосинергетики к неравновесному состоянию ПС движут в первую очередь внутрипсихические (внутриличностные) информационные, ценностные, духовные события/факторы и события/флуктуации или другие информационно-оценочные малые возмущения/влияния,/воздействия, в результате чего ПС может покинуть и/или покидает неустойчивое состояние. Важно, что при определенных условиях (1 – 12) ПС приходит к определенным изменениям.
Нужно сказать, что в работе С. Курдюмова с соавт (1994) рассматриваются изменения в отношении таких неравновесных систем как человеческий мозг, разные уровни подсознания, сознания и сверхсознания. Это направленность изменений, возникновение различных новых относительно устойчивых структур/состояний, а не просто возврат к прежнему состоянию равновесия. Однако, «если флуктуация недостаточно велика, то система вернется к прежней равновесной структуре, «скатится» на тот же самый аттрактор, как говорят математики»[21]. Учитывая, что податтрактором понимаетсяустойчивое состояние (структуру) системы, которое как бы «притягивает» (лат.: attrahere- притягивать) к себе все множество «траекторий» системы, определяемых различными начальными условиями (если система попадает в конус или сферу аттрактора, то она неизбежно эволюционирует к этому устойчивому состоянию), у нас возникает определенное противоречие, т. к. в псхоснергетике, как уже было сказано, мы уходим от роли начальных условий, обнуляем ее. Вероятно, выходом из этого противоречия является различие и сходство условий, которые рассматриваются в работах С. Курдюмова и в психосинергетике.
Пример 1. В условиях определенного события (состоявшегося, продолжающегося или разнесенного во времени), человек решает задачу построения своих отношений с другим человеком, задавая себе вопрос: «обидеться или нет», «сейчас или потом», «со скандалом и слезами или без этого».
Пример 2. Человек решает присоединиться к собирающейся толпе и активно участвовать в ее лозунгах или, напротив, – отсидеться, но с эффектом присутствия и т. д. Таким путем ПС – ВПС соответствующего человека переходит, как уже было сказано, к одному из многих возможных состояний. Причем, эти новые или следующие психомерные состояния могут быть высокоорганизованными.
Пример 2а. Поприсутствовав пассивно в толпе, человек сознательно по убеждению начинает действовать в соответствии с лозунгами толпы или конкретной партии, организации и под.
Пример 3. После глубокого расстройства, «хлюпания носом» из-за производственных неурядиц, на следующий день у человека все «спорится под руками».
Но все дело в том, что в мире психомерной неустойчивости и эволюции к новым организованным структурам, т. е. когда ПС находится в крайне неравновесном состоянии, решать ее «судьбу» могут очень малые события/флуктуации, события/факторы, на которые обычно, т. е. в устойчивом состоянии, в состоянии равновесия, люди и не обращают внимания, поскольку они считают, что эти события могут «вроде бы» никак не быть связанными с рассматриваемой средой и/или ситуацией.
Не случайно в учебнике «Неравновесная термодинамика»
И. Пригожин с соавт. (2002) обращает внимание на то, что даже в условиях эксперимента – это факторы, часто выходящие за экспериментальный контроль. Иллюстрацией к этому высказыванию может служить следующий пример.
Пример. Одна капля – это очень малая величина.
Соединение нескольких капель – это лужица. В один из моментов присоединение лишь одной приведет к движению еще одной и возникнет ручеек и нет больше ни капли, ни лужицы. Когда мы видим поведение капли и процесс ее превращения в лужицу, а затем в ручеек, – это наглядно и, поэтому, понятно. В результате это учитывается нами на практике в естественном режиме. Однако, когда это же происходит с мыслями человека, его эмоциями, внутрипсихическим процессами, а уж тем более с отдаленно разнесенными во времени событиями, то, чаще всего, оно проходит мимо внимания и понимания, а уж тем более мимо учета на практике.
Без комментариев
Мысль в психологии 80-х гг. ХХ в. определяется как результат мышления в форме внутренней работы. От итога одного мыслительного действия до результата – это серия умозаключений, которая может принимать вид идеи.
Феномен «чистой мысли» впервые был установлен представителями Вюрцбургской школы мышления в значении «длительность времени, не имевшая объяснения». Теория поэтапного формирования Гальперина предложила понимать его как «явление» на заключительном этапе становления умственной деятельности, где мысли протекают на уровне «скрытой речи».
Методологически для ПС, т. е. для систем, рассматриваемых в широчайшем круге наук и практических областей знания – психологии, социологии, политологии, юриспруденции, космонавтике, спорте и т. д., всё вышесказанное символизирует психосинергетические следствия в постнеклассике как методологию постнеклассического этапа развития науки (постнеклассики), тесно связанную, а во многом основанную на новой теории самоорганизации, наиболее широко разработанной к настоящему времени в рамках синергетики. Развитие этой методологии соотносится с третьей научной революции, обозначенной в классификации этапов развития науки
В. С. Степина периодом 70-х – 80-х гг. ХХ ст. В этих следствиях пока еще больше вопросов, чем ответов.
Историческая справка
В конце 80-х гг. ХХ в. острая дискуссия по вопросам содержания методологии нелинейности развернулась, например, на страницах журнала «Вопросы философии» между И. Пригожиным и С. Курдюмовым.
В учебнике «Неравновесная термодинамика», вышедшем на русском языке в 2002 г., И. Пригожин пишет: «Что же касается детерминированности ньютоновского и лапласовского планетарного движения и единственности равновесных состояний, то оба понятия теряют свою определенность, вместо этого обнаруживается вероятностная Природа, которая порождает новые организованные структуры; Природа создается самой жизнью»[22].
Психика в прижизненной фазе как Природное явление может быть рассмотрена с позиции И. Пригожина как создаваемая самой жизнью, как порождающая новые организационные структуры.
Крайне неравновесное состояние играет значительную роль в поведении психомерных сред. Для дальнейшего понимания важности особенностей крайне неравновесного состояния в поведении ПС необходимо обозначить и по возможности раскрыть некоторые все еще непривычные понятия.
Существует общий принцип для линейного режима, в соответствии с которым стационарные состояния в этом режиме есть такие состояния, в которых полное производство энтропии* (меры порядка) достигает минимума. Это требование также обеспечивает устойчивость стационарного состояния[23].
Однако, в далеком от равновесия нелинейном режиме столь общий принцип определения состояния системы отсутствует. Следовательно, состояния ПС, ВПС, ИМДЭС/ИЭС, далекие от равновесия, могут быть неустойчивыми и переходить к новым организованным состояниям в результате собственного влияния на самих себя внутри себя. Причем, это может проявляться как в одном из параметров или измерений ПС, так и во многих из них как локально, так и макровнево в целом на уровне ПС как целого. Наконец, возможен и режим на уровне «целого в целом».
Информационная справка
В литературе описаны следующие термодинамические условия, при которых это происходит. И. Пригожиным и П. Гленсдорфом (1954; 1967; 1971; 1973 рус.), например, были рассмотрены некоторые общие свойства полного производства энтропии, в частности, эволюция этой величины, обусловленная малыми изменениями в силах и потоках. В результате были установлены два общих свойства: 1) в линейном режиме и 2) для независящих от времени граничных условий, даже вне линейного режима.В этих исследованиях показано, что изменения, вызванные силами не есть дифференциал функции состояния, и этим такие изменения отличаются от термодинамических потенциалов, например, свободной энергии Гиббса. Авторы заключают, что тот факт, что величина этих изменений (я: т. е. изменений энтропии – беспорядка) может только уменьшаться, не позволяет делать никаких выводов о том, как будет развиваться процесс. Дальнейшие расчеты показали, что отклонение полного производства энтропии от стационарного значения, в соответствии с принципом минимума производства энтропии, монотонно уменьшается[24].
Если изменения зависят только от одной переменной, то получаем «кинетический потенциал». Но это исключительный случай, как считают И. Пригожин с соавт. (2002).
В другом случае независимые от времени функциональные связи могут приводить к состояниям, которые не являются стационарными, (т. е. производяшими минимум беспорядка), а осциллируют со временем. Простым примером является химическая система, далекая от равновесия, когда зависимость скорости сродства несимметрична, т. е. соотношения Онсагера не выполняются для состояний, далеких от равновесия. Другим примером, примером системы, вращающейся по траектории, является хорошо известная система Вольтерра-Лотки (жертва – хищник).
Если же все флуктуации полного производства энтропии (беспоряка) больше нуля, то используют теорию устойчивости Ляпунова. Именно им был сформулирован наиболее общий критерий устойчивости в точной математической форме с, как считает И. Пригожин, «ясным интуитивным смыслом»[25].
Допустим, что каждое Х-итое представляет некое информационное состояние ПС. Отклонение от информационного равновесия характеризует параметр «дельта»-итое. Когда дельта-итое равно нулю, ПС находится в состоянии информационного равновесия. Когда дельта-итое мало, ПС находится вблизи информационного равновесия, приближаясь к нему. Это семейство состояний, выражающее непрерывное расширение равновесного состояния, И. Пригожиным для термодинамических систем было названо термодинамической ветвью[26]. По аналогии семейство состояний, выражающих непрерывное расширение равновесного информационного состояния ПС, назовем информационно-динамической ветвью ПС. Тогда, по определению, в некоторых ПС, таких, как внутрипсихические реакции типа автокаталитических информационного уровня, когда дельта-итое достигает критического значения, состояния, принадлежащие информодинамической ветви, становятся неустойчивыми. В этом случае ПС переходит на новую ветвь, которая может соответствовать организованным структурам. Эти структуры или организация структур могут быть заранее подготовлены и ПС только подводят к ним
Когда условие «дельта равно нулю» нарушается, информодинамическая ветвь может стать неустойчивой. Если она становится неустойчивой, ПС может перейти на новую ветвь, которая в общем случае представляет собой организованные структуры, либо имевшиеся в памяти, в опыте, в тезаурусе, либо искусственно вновь создаваемые, чтобы вывести ПС на иной путь развития относительно возможного спектра путей, имеющегося в памяти ПС.
Закрытая неоднородная неравновесная система – это, например, система, в которой протекает химическая реакция при постоянной температуре. В нашем случае, при постоянном режиме: информации, температуры, смысла и проч. Если говорить о психомерных системах, то, скорее всего, к ним неприменимо данное понятие, поскольку условия «постоянная информация», при которой протекала бы психическая реакция, вряд ли достижимы).
Отметим, что Г. Хакен пользуется понятием «критическая разность», а И. Пригожин – «критический порог», «критическое значение». В обоих случаях речь идет об определенной критичности как некотором критическом отстоянии, некоторой критической точке, которой достигают системы в своих состояниях, выражаемых выбранными показателями.
Именно критичность порога или разности – достижение системой этой точки, приводит к качественному скачку в состоянии или поведении системы. Показателями могут быть, например, температура как в случае термодинамики И. Пригожина, волна как в случае синергетики Г. Хакена. В нашем случае по отношению к рассматриваемой в психосинергетике ПС – это личностная оценка, ценностная позиция, традиция в культуре, эмоция, поступок, информация, их скоростная, ёмкосто-структурная и др. характеристики.
Методологически для ПС, т. е. для систем, рассматриваемых в широчайшем круге наук и практических областей знания – психологии, социологии, политологии, юриспруденции, космонавтике, спорте и т. д., все вышесказанное символизирует психосинергетические следствия в постнеклассике как методологию постнеклассического этапа развития науки (постнеклассики), тесно связанную, а во многом основанную на новой теории самоорганизации, наиболее широко разработанной к настоящему времени в рамках синергетики. Развитие этой методологии соотносится с третьей научной революции, обозначенной в классификации этапов развития науки В. С. Степина периодом 70-х – 80-х гг. ХХ ст. В этих следствиях пока еще больше вопросов, чем ответов[27].
3. Как показано в синергетике[28] нелинейная открытая среда, к которым по определению принадлежит и психика человека, обладает свойством эмерджентности, т. е. в ней возникает качественно новое состояние, но оно при этом не является естественной закономерностью. В этой среде (НОС) при определенных условиях возникает нелинейная положительная обратная связь (НПОС), т. е. в каждой точке среды, по всему пространству среды.
В нелинейной открытой среде на определенной стадии возникает сверхбыстрое развитие. В терминологии – это режим с обострением. Его механизмом и является нелинейная положительная обратная связь, символизирующая, фактически, разрушение, раскачку, неустойчивость как обязательное условие развития. В работе[29] показано, что на быстрых процессах (источниках без стоков) локализуются нестационарные диссипативные структуры, что происходит за счет конечности времени структуры.
Для классической науки характерным было отсутствие интереса к неустойчивости. В дальнейшем изучение режимов с обострением вышло за границы физики плазмы, исследования лазерного термоядерного синтеза. Во второй половине ХХ в. неустойчивость активно изучалась школой И. Пригожина.
Здесь был рассмотрен такой механизм как объемная нелинейная положителная обратная связь, символизирующая наличие эффекта в каждой точке среды, что приводит к самоускорению процесса, к его нелинейности.
В отношении психоэмоциональной сферы личности можно обрисовать этот эффект как концентрацию во времени жизни личности и в разных ее сферах множества локальных эмоциональных всплесков. Если в локальной сфере концентрация эмоциональных всплесков растет, то в результате растет и их производство, что связано с реактивностью нервной системы.
Это становится условием перехода психоэмоционального состояния личности в новое состояние путем увеличения или уменьшения влияния слабого воздействия. Таков, например, эффект при политравме,при депривации и т. д.
- Метод «Создающая Сила» в той его части, которая реализована начальной методикой «Убери лишнее» или «Вычеркни то, без чего ты по-прежнему можешь понять, о чем идет речь» ориентирована на эффект сверхбыстрого развития.
Этот эффект сначала достигается на уровне формирования нового навыка восприятия личностью информации в тексте (обучающий этап), затем – событий в жизни. Эффект достигается путем перехода с уровня малоемких единиц – отдельных слов текста, на уровень высокоемких единиц – смыслонесущих структур текста, выраженных графически в сочетании только определенными «оставшимися» словами, а затем перехода на уровень еще более высокоемких единиц – символических рисунков, в которых слова отсутствуют.
Что дает этот навык или для чего он человеку нужен?
В рамках данного навыка происходит переключение внимания и изменение направленности личности, а также разгрузка памяти и высвобождение значительного количества энергии и времени, т. е. ресурса личности (психики). Поэтому метод относится к категории «ресурсосберегающая технология».
Разгрузка памяти происходит за счет уменьшения на 97% количества единиц, которыми оперирует память и внимание человека в единицу времени.
Переключение внимания происходит за счет ожидаемого результата, который возникает значительно легче и быстрее, чем это привычно.
Изменение направленности личности происходит за счет интереса к новому подходу, диаметрально противоположному в отношении привычного.
Высвобождение значительного количества энергии и времени происходит за счет того, что при сформированности навыка человек способен усвоить, например, учебный материал по предмету института до уровня свободного оперирования и применения без дальнейшего забывания за время в 29 раз меньшее, чем в среднестатистической норме (бывает и быстрее). То, что изучается год, например, история Украины или биохимия, можно с помощью нового навыка изучить до указанного уровня за 6 – 8 консультативных занятий. То, что изучается в течение 3-х лет можно усвоить за 3 месяца, например, программу первых трех классов школы. То, что изучается 5 лет в институте, можно усвоить за 1 год с указанным качеством.
Эффект сверхбыстрого развития в норме, как описано у Пригожина, разрушителен, хотя и является обязательным условием развития. Что делать, чтобы избежать разрушения в условиях сверхбыстрого ускорения? Перейти в другую форму. Например, недавно в разговоре с кем-то я сказала, что ускорение речи имеет предел, т. к. наступает момент «пробалтывания», когда ничего нельзя понять. Значит, сказала я, нужно поменять форму, носитель. Например, перейти на изображение.
Другой формой в методе является смысло-несущая структура – она намного компактнее по смыслу, чем отдельное слово, последовательно предъявляемое в предложении. Соединение смысло-несущих структур дает качественно принципиально иной текст – на порядок более компактный по смыслу.
Следовательно, резко увеличивается скорость мысли, но без разрушения, т. к. ускорение поглотилось новой формой «упаковки смысла», носителем информации – теперь это не слово, а смыслонесущая конструкция. Набор конструкций, их соединение представляет собой макроединицу, которая на самом деле теперь воспринимается снова как норма, а не макро-.
Итак, «сверхбыстрое» мы принимаем за аналогичное травме на большой скорости. В тоже время сверхбыстрое характеризуется как «источники без стоков». Отсутствие сокв-сбросов приводит к смещениям структур, центрированных относительно своих осей, а также к смещению локальных структур относительно общей оси и к застреванию на позиции смещенных осей, нарушенного осевого центрирования. Результатом становится «проскакивание» сигнала, непопадание его в точку, для которой он предназначен. В итоге цепочка действий зависает из-за ее прерванности, что не предусмотрено программой, по которой живет личностная модель, модель психики – системы психической реальности, организм.
А что происходит в условиях психотравмы, в психоэмоциональной травмы, например, в ситуации типа резкого, сверхбыстрого изменения ценностей в обществе, поскольку это травмирует психику, личность того, кто привык к другому набору ценностей? Такой бывает ситуация в период смены царского режима, рафинированной интеллигентности на революционный режим, народной опрощенности-грубости. Такой бывает и ситуация, которая происходит сейчас в Украине – резко изменились после распада Союза строй, власть, культура, социальные нормы, ценности. Такой бывает и ситуация в мире, связанная, например, с финансовым кризисом.
Психотравмой может сопровождаться потеря близкого человека как сверхбыстрое изменение качества жизненной ситуации, состава и состояния внутрипсихической и внешней среды человека. Для многих людей психотравмой может быть и потеря любимого животного, птицы и под.
Наряду с этим психотравмой может сопровождаться осознанная невозможность достижения чего-то, что является критерием ценности или успешности, или престижности, или … для определенных людей. Например, достижение соответствующей фигуры, знания языка, положения в обществе, доступность определенной одежды, квартиры и проч.
Особое место занимают случаи, когда такое осознание невозможности достижения чего-то является ложным. Например, человек считает себя толстым, хотя объективно это не так. Однако, такой человек делает невероятные усилия, чтобы похудеть, сидит на диете, занимается спортом, ходьбой. Поскольку реальность не соответствует осознаваемому, то такой человек вводит себя в состояние болезни. Таковым состоянием является, например, нервная (психическая) анорексия. По аналогичной модели развивается вся психосоматика, в частности, язвенная болезнь, сахарный диабет, заболевание щитовидки, вегето-сосудистая листония, ожирение (булимия), алкоголизм, наркомания.
Аналогичным является состояние аутоагрессии, сопровождающееся аутотравмой, – это ситуация (состояние), которое возникает из-за того, что человек не может достичь желаемого в том объеме, в той мере и в те сроки, которые он сам установил и считает нормой. Очень часто аутоагрессия матери переносится на ребенка, т. е. неосознанно реализуется в ребенке, либо на уровне отношения матери к ребенку, либо на уровне отношения ребенка к самому себе.
Также достаточно часто подобная схема наблюдается в отношении жены к мужу – ее неосознаваемая аутоагрессия по отношению к самой себе в какой-то момент перебрасывается на мужа и реализуется в нем, в его поведении по отношению к самому себе.
Особенно высока и часто встречаема аутоагрессия в творческой среде – актеры, артисты, писатели, в т. ч. и у врачей (хирургов, психиатров), психологов, педагогов как синдром самовыгорания.
В современных условиях аутоагрессия приобрела широкое распространение среди людей, которые стремятся достичь успеха. В тоже время имен на мотивации успешности сегодня строятся все формы тренингов. Это приводит к увеличению эффекта, который итак достаточно выражен в условиях конкуренции, ненадежности и нестабильности социально-политической и финансово-экономической ситуации.
Таким образом, рассматривая психо- и психоэмоциональную травму в терминах и с позиций психосинергетики мы обращаем внимание на то, что, структура психики человека и его личности, сознания, деятельности и др. имеет осевое центрирование внутри себя, по отношению к макроструктуре и по отношению к своим подструктурам на уровне пространственно-временной, ценностной, частотной и других форм организации.
В условиях высокой скорости изменения психического состояния человека и психоэмоционального состояния личности при психотравмах имеет место такое явление как смещение или децентрирование осей в пространственно-временной, ценностной и других уровнях структуры и подструктур психики, личности, сознания, деятельности и др.
В условиях психоэмоциональных перегрузок, которые имеют место в современном обществе, а также в целой группе профессий, следует обращать внимание на степень нагрузки, т. к. в одних случаях срабатывает компенсаторная возможность психической и/или личностной структуры, а в других – не срабатывает, т. к. она оказывается выше этой возможности и тогда мы сталкиваемся с психо- и психоэмоцинальной травмой, сопровождающееся нарушением осевого центрирования разных уровней. В данном вопросе определяющая роль принадлежит интервалам и характеру интервалов между сигналами-импульсами/нагрузками, такту их действия, а не таким привычным понятиям классики и неклассики как «сила/слабость нервной системы», «скорость передачи нервного импульса» (по Павлову), типы темперамента, виды эмоциональности, лабильности/ ригидности нервной систем и подвижности.
Заметим, что осевоым центрированием частот звука и цвета для человека – его психики, организма и личности можно принять октаву. Такое утверждение является следствием исследований вопросов методологии синергетики в постнеклассической науке, октавного принципа и октавной гармонии, проведенные представителями московской научной школы. Эти исследования опираются на космомузыкальные коды раннегреческих мифов и рассматривают такие вопросы как гармония космоса в аспекте синергетической апологии музыки сфер; космологические эволюционные синхронизмы в аспекте гипотезы космо- и метроритмической сети восприятия и глобальной гармоничности; принцип локальной гармоничности в аспекте гипотезы глобальности гармонических кодов эволюции (Гарбузов, 1939; Гесиод, 1963; Маслов, 1983; Поппер, 1983; Меркулов, 1984; Мун, 1990; Жмудь, 1994; Красота и мозг …,1995; Лекторский,1996; Лефевр, 1996; Хоружий, 1997; Пойзнер, Ситникова, 2000; Суворов, 2000; Гринченко, 2001; Еремеев, 2002; Чернавский, 2002; Шредингер, 2002; И.Евин, 2004; Данилевский, 2005)[30].
В работе [Ершова-Бабенко И. В. и др., 2008] на примерах из опыта применения метода «Создающая Сила» для психологической реабилитации нами была рассмотрена форма ЧМТ при политравме, выделенная травматологами в самостоятельную из группы тяжелых повреждений головного мозга и названная диффузно-аксональными повреждениями головного мозга (сокращенно – ДАП).
Каковы особенности данного повреждения, выделяемые в травматологии?
1) это следствие высокоэнергетической травмы ускорения – как правило,
автотравмы или кататравмы;
2) отдельных очагов ушиба и размозжения мозга не наблюдается;
3) основные разрушения локализуются в белом веществе полушарий – происходит разрыв аксонов в результатесмещения друг относительно другаразличных «слоев» мозгового вещества; 4) характерно изначальное и длительное коматозное состояние (по типу комы 2 и комы 1, сопровождающееся децеребрацией или декортикацией) с переходом комы в вегетативное состояние, которое может продолжаться до нескольких месяцев и лет;
5) если и достигается выход из вегетативного состояния, то по мере выхода выявляются множественные парезы (скованность, брадикинезия, олигофазия, малые гиперкинезы), выраженные психические расстройства в виде абулии, аспонтанности, резкой истощаемости. Как уже было сказано, это состояние может продолжаться до нескольких лет;
6) в динамике эта картина сменяется прогрессирующей атрофией мозга;
7) лечение ДАП – только консервативное и существенно не отличается от лечения тяжелых ушибов мозга (сосудистая, ноотропная, десенсибилизирующая, дегидратирующая, антибактериальная, симптоматическая, витаминная терапия, курс физиотерапии, ГБО, иглорефлексотерапия).
Тип психологической реабилитации по методу «Создающая Сила» проф. Ершовой-Бабенко И. В. разработан в рамках психосинергетики и основан на создании новых и нового характера и режима работы связей между аксонами, их синхронизации с соответствующими зонами организма и уровнями психики.
Для изложения материала в терминах психосинергетики было введено понятие «нарушение осевого пространственного центрирования» (ОПЦ) головного мозга человека, в данном случае, пациента, возникшее в результате перенесенной политравмы с наличием ДАП головного мозга. Следствием ОПЦ головного мозга является нарушение осевой пространственно-временного центрирования всего организма (тела), т. е. всех тех зон, в которые направляются соответствующие сигналы (пучки и ансамбли сигналов) мозговой деятельности (синхронизирующие, активизирующие, тормозящие). Было введено также понятие «нарушение осевого временного центрирования» (ОВЦ) мозговых процессов.
В соответствии с методологическими представлениями постнеклассической науки мы приходим к явлению пространственно-временной организации самоорганизующихся открытых нелинейных систем/сред (ОНС) различной природы, выделенных и описанных в теории изменений и диссипативных сред И. Пригожина (1947, 1986, 2003), в синергетике Г. Хакена (1991; 2000), в психосинергетике И. Ершовой-Бабенко (1989; 1992; 2005), в нелинейной динамике Г. Малинецким (2006) и др. К данному классу сред, как уже было сказано выше, постнеклассическая наука относит психику, мозг, организм человека, био-, ноо- и альфасферы[31]. В рассматриваемых в работе[32] случаях ДАП – это работа головного мозга, организма и психики.
В терминах психосинергетики было введено также понятие «нарушение осевого пространственно-временного центрирования» (ОПВЦ) головного мозга, в частности, в условиях ДАП головного мозга. Также в этих терминах было рассмотрено функционирование организма и психики в единстве трех систем: мозг, организм, психика (в прижизненной фазе), оперируя термином «психомерная среда», т. е. среда, в которой психика является или становится управляющим параметром[33].
Под управляющим параметром (УП) в психосинергетике, вслед за синергетикой Г. Хакена, принято понимать сверхмедленные «вечные» переменные как мегауровень, вышележащий над макроуровнем. УП выполняют роль параметов порядка для макроуровня. Плавно меняя УП, можно менять системы нижележащих уровней. Иногда эти изменения выглядят весьма бурно, кризисно, и тогда говорят о критических (бифуркационных) значениях УП. Эти параметры входят в триаду уровней. Под параметрами порядка (ПП) принято понимать долгоживущие коллективные переменные, задающие язык среднего макроуровня. Сами они образованы и управяют быстрыми, короткоживущими переменными, задающими язык нижележащего микроуровня. Последние быстрые переменные ассоциируются для макроуровня с бесструктурным «тепловым» хаотическим движением, неразличимым на его языке в деталях[34].
Важным моментом рассмотренным в работе[35] случаях политравмы ЧМТ по типу ДАП головного мозга является смещение друг относительно друга травмированных отделов тела, т. е. осевого пространственного центрирования тела, наряду со смещением друг относительно друга различных «слоев» мозгового вещества. (Рис. 1).
Например, на рисунке 1 мы видим расположение травм, полученных пациентом А при кататравме (авиа). Все травмы – травма головы, предплечья, кисти, тазобедренной зоны, колена и стопы с соответствующими зонами переломов, расположены все по правой стороне тела. Это и смещение оси пространственного центрирования тела в образе и/или конструкции другого уровня, одновременно представленных в психике. Это обнаруживается с помощью определенного типа диагностики и выражено разделенностью вертикальной и горизонтальной зон в фиксируемом восприятием пространстве – вертикальное воспринимается отдельно от горизонтального и отдельно представлено в памяти.
Также и горизонтальное – воспринимается и представлено отдельно от вертикального. (Рис. 2).
Рис.1.
Как видно на рисунке 2 они не только не совмещаются, как это должно быть в норме, но даже не пересекаются и не соприкасаются.
а) б)
Рис.2.
а) нормальное расположение вертикальной и горизонтальной осей;
б) смещенное расположение вертикальной и горизонтальной осей.
В рассматриваемом случае А, например, можно говорить о явлении фрактальности, выраженном разрывом связей на уровне мозга (аксоны), на уровне психики (образ, конструкция), на уровне тела (перелом, разрыв мышц, сухожилий, прерванность нервного сигнала).
Фрактали (фрактальные объекты) – одно из «собственных», «особых» понятий синергетики, где одно из определений гласит, что это множества, которые обладают свойством самоподобия, масштабной инвариантности, т. е. малый фрагмент структуры фрактального объекта подобен другому, более крупному фрагменту или даже структуре в целом[36]. В психосинергетике применяется уточнение, что в отношении психики мы подразумеваем существование единства пространственно-временной фрактальности как на разных уровнях и в разных фазах психики, так и на уровне гиперсистемы в целом*).
Исходя из вышесказанного для каждого из рассматриваемых случаев была разработана и реализована авторская методика психолого-реабилитационной работы «Осевое пространственно-временное центрирование» (методика ОПВЦ) с учетом индивидуальных особенностей каждого из пациентов, основанная на создании новых и нового характера и режима работы связей между аксонами, их синхронизации с осевой организацией тела/организма и психики пациента.
Подобная психолого-реабилитационная программа исходит из того, что управляющим параметром при ДАП становится смещение пространственно-временного осевого центрирования в мозге, теле и психике, из-за чего сигнал, посылаемой мозгом не находит адресата ни в теле/организме, ни в психическом «изображении». Не получив подтверждения, мозг снова посылает сигнал и снова туда же, но опять не получает подтверждения. Поскольку мозг, также как и тело, и психика, имеет осевое смещение в результе ДАП, то он не корректирует адресат сигнала, а лишь повторяет его множество раз. Итогом такого повторения становится судорожное состояние мышц.
В теоретическом плане психолого-реабилитационный курс по методу проф. Ершовой-Бабенко И. В. базируется на методологических основаниях постнеклассической науки конца ХХ – начала ХХ I в. и разработан в контексте психосинергетики – научного направления и методологии исследования психомерных систем/сред, давшего нам возможность создать психосинерегетическую теорию психики.
Подробнее это представлено в докторской диссертации (1992) и двух монографиях «Методология исследования психики как синергетического объекта» и «Психосинергетические стратегии человеческой деятельности».[37]
Общее заключение
Во всех случаях в результате применения авторской программы работы психолога-реабилитолога достигнут выраженный стойкий терапевтический, неврологический и психологический эффекты. У пациентов восстановилась память и интеллект (у двоих – в полном объеме), двигательная активность, устойчивость при ходьбе и без палочки, что дало возможность вернуться к нормальной трудовой деятельности.
Рекомендована программа дальнейшей реабилитации.
Классификация уровней восстановления при психолого-коррекционных мероприятиях, осуществляемых психологом-реабилитологом при психоэмоциональной и политравме:
-индивидуально-психологический – это состояние внутреннего мира личности (уныние, апатия, неверие в себя заменяются спокойным состоянием, бодростью, верой в свои возможности, упорством и терпением в работе над собой);
-социально-индивидуально-психологический – это поступки б-го по отношению к самому себе (опрятность, дисциплинированность, собранность, планирование, контроль, фиксация и объективная оценка достижений);
-социально-психологический – общение с другими, уверенность в себе, корректная оценка поведения окружающих и т. д.
Классификация критериев оценки восстановительных результатов при психолого-реабилитационных мероприятиях, осуществляемых психологом-реабилитологом в условиях психоэмоциональной и политравмы:
1. Воспроизводительный (воспроизводительно-подчинительный)
- двигательный
- эмоциональный
-информационно-эмоциональный
- интеллектуальный
- личностный (подчинительный – кому-то стремится подчиняться, имитировать)
- духовный (подчинительный)
2. Создающий/креативный (создание новых комбинаций)
- информационно (фактологично)
-эмоциональный
- интеллектуальный (фактологический)
- личностный (фактологически-имитационный)
- духовный (фактологически-имитационный)
3. Создающий/творческий (создание нового)
- информационный
- личностный
- духовный
Заключение
Все вышесказанное позволяет говорить о разработке единых концептуальных оснований теории травмы в рамках психосинергетики, а также о разработке в рамках психосинергетики собственно теории травмы как методологически единой постнеклассической метатеории, включающей разработку психосинергетической теории психотравмы и психосинергетической теории ЧМТ в условиях ДАП головного мозга, другими словами, психосинергетической теории травмы.
Сноски
*) Понятие «прижизненная фаза» связано с трактовкой психики в психосинергетике Ершовой-Бабенко (1989;1992;2005), где по определению психика – это гиперсистема синергетического порядка, открытая нелинейная самоорганизующаяся (ОНС) иерархо-неиерархическая среда/система с фазовой многомерной, но в тоже время целостной структурой.
Выделены три фазы: дожизненная – до момента зачатия, прижизненная – от момента зачатия до момента смерти, выраженная в том числе и системой психической реальности (СПР); постмортальная. Гиперсистема демонстрирует проявление фазовых состояний различных видов и уровней самоорганизующихся процессов. Поэтому психическое трактуется как специфическая реальность, которая выражена совокупностью динамических состояний психики, peaлизуемых в разных измерениях на разных уровнях, в том числе на информационно-ментально-духовно-эмоциональном (ИМДЭ) уровне.
Как личностное целое она содержит множество структур-аттракторов. Постоянное изменение одного или группы состояний психики создаёт картину нелинейной динамики психических процессов[38].
**) Для более четкого понимания свойств фракталей обратимся к происхождению данного представления. Его связывают с островом Коха (Капица,1997). Представьте себе, что мы находимся на побережье небольшого острова в океане, длина побережья которого … бесконечна. Такого не бывает, скажет здравомыслящий читатель. И окажется не прав. Рис.3 показывает, как можно построить такую фигуру.
Рис. 3. Несколько первых шагов в последовательности, приводящей к построению острова Коха, который имеет ограниченную площадь и бесконечный периметр.
На первом шаге берем обычный равносторонний треугольник (см. рис.5). Потом на каждой стороне достраиваем по треугольнику, сторона которого в три, а значит, площадь в девять раз меньше, чем у исходного. И так далее. То, что получится после бесконечного количества таких шагов, называется островом Коха. Почему его побережье бесконечно? Это очень просто. На втором шаге периметр фигуры увеличится в 4/3 раза. На третьем — еще в 4/3. Это произошло потому, что каждый отрезок мы заменили ломаной, длина которой в 4/3 раза больше. А (4/3)n при n, стремящемся к бесконечности, конечно, тоже стремится к бесконечности. Если вспомнить знакомую из школьных времен геометрическую прогрессию, то можно убедиться, что площадь острова Коха конечна.
Теперь представим себе, что мы решили измерить периметр острова Коха, пользуясь линейкой определенной длины. При этом мы, конечно, будем заменять сложную изрезанную береговую линию ломаной со звеньями, не меньшими, чем наша линейка, как это всегда делают географы. Измеренный периметр будет зависеть от длины линейки. Это кажется совершенно неожиданным.
Но действительно, чем меньше длина линейки, тем больше измеренная длина побережья. Простейшая процедура измерения длины оказывается совсем не так проста, как кажется вначале.
Остров Коха обладает еще одной забавной особенностью. Допустим, что мы фотографируем этот остров в океане из космоса. Мы можем фотографировать с любым увеличением, но часть побережья будет тем меньше, чем больше увеличение. И мелкие детали в крупном масштабе, естественно, будут теряться.
Типичная картина, которую мы увидим, показана на рис.6. В крупном масштабе видим большой зубец и несколько маленьких. Увеличим маленький зубчик. То есть, по существу, увеличим маленький прямоугольничек до размеров первоначального. Опять выделим маленький прямоугольник, опять увеличим и опять увидим то же самое … И так до бесконечности. Это свойство выглядеть в любом, сколь угодно мелком.
Можно спросить, как же характеризовать фракталы, если, как в сказке про Алису, размеры становятся какими-то зыбкими, ненадежными и начинают зависеть от размеров линейки?
Рис. 6. Фракталы обладают масштабной инвариантностью — при увеличении мы вновь и вновь видим одну и ту же картину. Побережье острова Коха в разных масштабах, на каждом следующем рисунке левый прямоугольник показан в увеличенном виде.
На это математики могут ответить просто и остроумно:”Важна не сама длина, а то, как она зависит от размеров линейки, т.е. важно некое число, называемое фрактальной размерностью”. Для отрезка — 1, для квадрата — 2, для куба — 3. Для фракталов — дробное число. Отсюда и само название “фрактали”, происходящее от английского “fractal” — дробный, неполный, частичный.
Например, для острова Коха оно лежит между 1 и 2. Такое значение как будто говорит, что это уже не обычная кривая, но еще не плоскость.
Если все так просто, как здесь написано, то неужели об этом раньше не знали?”.
Конечно, знали. Первый пример фрактала придумал классик математического анализа Вейерштрассе еще в прошлом веке.
Так же, как к береговой линии острова Коха, к этой линии нельзя провести касательную ни в одной точке. Такие функции не имеют производной. Они вызывали у современников резкое чувство протеста. Блестящий математик Эрмит писал своему коллеге Стильтьесу:”… С омерзением и ужасом отворачиваюсь от этой зловредной язвы — непрерывных функций, нигде не имеющих производных”.
Следуя традиционным канонам, ценность такого математического «монстра» в познании реальности очень невелика. И хотя уже в начале нашего века французский физик Ж. Перрен высказал мысль о том, что фракталы будут полезны во многих физических задачах, в частности, связанных с броуновским движением, к фракталам относились как к забавной математической безделице.
Ситуация кардинально изменилась с появлением в 1977 г. книги Б. Мандельброта «Форма, случай и размерность».
В ней, собственно, и было введено слово «фракталы» и показано, что существование фрактальных множеств позволяет объяснить, а в некоторых случаях и предсказать экспериментальные результаты, полученные в разных областях. Среди них — космология, теория турбулентности, химическая кинетика, физика полимеров, теория просачивания жидкости и еще десятки других. В последние годы к ним прибавились физиология, физика полупроводников, теория роста городов.
Более того, даже остров Коха имеет непосредственное отношение к реальности. Английские военные топографы еще до войны заметили, что длина побережья Великобритании зависит от длины линейки, которой ее измеряют. Аналогичная зависимость определяет длину некоторых рек, побережье многих островов, путь, проходимый частицей при броуновском движении, и многое другое.
Еще пример. Оказалось, что при вытеснении жидкостью с малой вязкостью другой жидкости, с большой вязкостью, первоначально плоская поверхность раздела переходит в поверхность, напоминающую пальцы перчатки. Такие структуры получили название вязких пальцев. Последовательное дробление кончиков пальцев приводит к возникновению фрактальных кластеров. Анализ этого явления и способов борьбы с ним очень важен для приложений. Пальцы наблюдаются при закачке воды под давлением в нефтеносный пласт для повышения нефтеотдачи.
Но из-за описанного эффекта вода просачивается значительно дальше, чем хотелось бы, и на поверхность выкачивается смесь, содержащая в основном воду.
Остров Коха показывает, что периметр фигуры может быть никак не связан с ее площадью. Точно так же можно построить тело с конечным объемом и бесконечной площадью поверхности.
А теперь вспомним школьную химию, в которой говорится, что большинство технологических процессов требует катализа, и что в большинстве случаев он происходит на поверхности катализатора. Теперь представим себе, что нам удается создавать частицы катализатора, в определенном интервале масштабов устроенные как фракталы с бесконечной площадью. Уже появились первые сообщения о работах экспериментаторов, двигающихся по этому пути.
Взгляните на рис.7. Чтобы «запомнить» стандартным способом эту картину, нарисованную на экране компьютера, нужно хранить более одного мегабайта информации. Однако если выделить “самоподобные” элементы в этом изображении с помощью методов фрактальной геометрии, достаточно одного килобайта. Причем, это число не зависит от размеров экрана.
Оно останется тем же самым, если рисовать этот узор, а может быть дракона, с гораздо большим числом деталей. Здесь информацию удается сжать более чем в тысячу раз.
Рис. 7. Пример изображения, при хранении которого информация может быть сжата более чем в 1000 раз.
Еще один пример использования фракталей – это область истории. В последнее время математики и представители естественных наук все чаще обращаются к проблемам истории. Предпринята попытка применить фрактальные множества в моделировании исторического процесса. Одной из главных причин этого стремления, по мнению (Капица и др.,1997 ), является то, что существующие концепции, например, концепция Арнольда Тойнби, прекрасно объясняя судьбы народов, в то же время «не дает возможность что-либо предсказывать или хотя бы определять, брошен ли вызов, определяющий судьбу, или нет.»
Перспективность объединения естественнонаучной и гуманитарной «культур» объясняют (Капица, Курдюмов, Малинецкий, 1997; Малинецкий, Потапов, 2006; Буданов, 2007) тем, что представителям этих наук по-разному понимают сложность и простоту вещей, «по-разному упрощают мир».
Именно применение двух подходов – естественнонаучного и гуманитарного, к одним и тем же событиям, проблемам фактам, позволяет получить «как бы стереоскопическое, объемное изображение, … глубину и объемность мира вместо скучной плоскости».
Вообще для конца ХХ в. характерен интерес точных наук к психологии, политологии, социологии и истории. Считают, что именно эти гуманитарные науки станут в ХХI в. поставщиками так называемых сверхзадач, «размышления над которыми позволили создать новые разделы математики и нелинейной науки».
Примером сверхзадачи в биологии, например, стала проблема морфогенеза.
———————-
[1]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[2]Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ,1992. – 124 с.; Автореф. докт. дис.– Киев, Институт философии НАН Украины,1993.–43 с.
[3]Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Сухин Ю. В., Решетняк В. В.,Гуриенко А, В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Медицина и … № 3, 2008.– С. 53 – 61.
[4]Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Решетняк В. В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Вестник физиотерапии и курортологии. № 3.Том 14. 2008. – С. 53 – 55.
[5]Хакен Г. Синергетика. Монография. – М.: Мир,1980. – 404 с.
[6]Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ,1992. – 124 с.; Автореф. докт. дис.– Киев, Институт философии НАН Украины,1993.–43 с.
[7]Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ,1992. – 124 с.; Автореф. докт. дис.– Киев, Институт философии НАН Украины,1993.–43 с.
[8]Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Сухин Ю. В., Решетняк В. В.,Гуриенко А, В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Медицина и … № 3, 2008.– С. 53 – 61.
[9]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[10]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[11]Кордюм В. А. Биоэтика – ее прошлое, настоящее и будущее//Практична філософія / – 2001/ – №3.С. 4 — 21.
[12]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[13]Климонтович Ю. Л. Динамический и статистический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации//Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления.–М.,1994. С.98 -106.
[14]Там же. С. 59 -60.
[15]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[16]Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. – Одесса, ОДЭКОМ,1992. – 124 с.; Автореф. докт. дис.– Киев, Институт философии НАН Украины,1993.–43 с.
[17]Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[18]Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002. – 483с.
[19]Там же. С. 387.
[20]Хакен Г. Синергетика. Монография. – М.: Мир,1980. – 404 с.
[21]Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М.: Издательство ЛКИ,2007. – 232 с.
[22]Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002. – С. 387.
[23]Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002. – С. 388.
[24]Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002. – 483с.
[25]Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002. – С. 389.
[26]Пригожин И., Кондепуди Д. Неравновесная термодинамика. – М..2002. – С. 394.
[27]Ершова-Бабенко И. В. Методологические проблемы разработки новой теории психики в свете постнеклассических практик. – В Сб.: Постнеклассические практики: определение предметных областей. Материалы международного междисциплинарного семинара. – М.: Изд-во МаксПресс, 2008. – С. 53 — 61.
[28]Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Сложноорганизованные системы. Монография. – М.: Мир,1994. – 236 с.
[29]Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Сложноорганизованные системы. Монография. – М.: Мир,1994. – 236 с.
[30]Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М.: Издательство ЛКИ,2007. – 232 с.
[31]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[32]Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Сухин Ю. В., Решетняк В. В.,Гуриенко А, В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Медицина и … № 3, 2008.– С. 53 – 61.
[33]Ершова-Бабенко И. В. Методологические проблемы разработки новой теории психики в свете постнеклассических практик. – В Сб.: Постнеклассические практики: определение предметных областей. Материалы международного междисциплинарного семинара. – М.: Изд-во МаксПресс, 2008. – С. 53 — 61.
[34]Хакен Г. Синергетика. Монография. – М.: Мир,1980. – 404 с.
[35]Ершова-Бабенко И. В., Топор В. П., Сухин Ю. В., Решетняк В. В.,Гуриенко А, В., Бабенко Д. Л., Чемересюк И., Корниенко С. В., Медянова Е. В. Проблема психологической реабилитации при политравме//Медицина и … № 3, 2008.– С. 53 – 61.
[36]Хакен Г. Синергетика. Монография. – М.: Мир,1980. – 404 с.
[37]Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.
[38]Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография. – В., NOVAKNYGA, 2005. – 368 с.