Исследование структуры ценностной сферы личности студентов-медиков

МЕДЯНОВА Е.В.,

аспирант кафедры философии Одесского государственного медицинского университета

Экономические, социально-культурные изменения, которые переживает наше общество в последние десятилетия, глобальные изменения всей цивилизации, связанные с ростом информационных, биологических, социальных технологий, скоростью и мощностью информационных потоков, приводят к неизбежным трансформациям всей культуры человека, его ментальности [10], подхода личности к казавшимся незыблемыми ценностно-нормативным ориентациям [9].

Целью данной работы является поисковое исследование структуры ценностной сферы личности студентов медиков. Актуальность данной проблематики связана с увеличением пороговой разности между доминирующими прагматическими ценностями сегодняшнего общества и традиционной гуманистической направленностью ценностных ориентаций, свойственных профессии врача, медработника со времен Гиппократа.

Для реализации цели исследования выбрана одна из двух методик Ш.Шварца (1992) – методика по изучению ценностей личности (индивидуальных различий) методику в адаптации Карандашева В.Н. (2002), которая дает возможность рассмотреть не только уровень конкретных ценностей личности, но и выявить динамическое соотношение между ценностными типами и особенности их организации в две биполярные оси.

По мнению ряда авторов термины «ценностные ориентации личности» и «ценности личности» являются равнозначными [1, 6].

Анализ украиноязычных диссертационных исследований показывает отсутствие работ использующих данную методику в адаптации Карандашева В.Н. (2002) для изучение ценностной сферы личности. В других странах применялись методики Шварца в адаптации: 1) Карандашева В.Н.(2002) [7, 3]; 2)  Лихтарникова А.Л. (2004) [1]; 3) Н.М.Лебедевой (2001) [8].

Но адаптации А.Л. Лихтарникова [5] и Н.М. Лебедевой [4] относятся к более ранним модификациям методики Шварца, ориентированным на анализ ценностей личности на уровне социальной культуры. И, вследствие этого, не могут быть нами использованы в работе, проводимой в рамках общей психологии. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно констатировать, что методика, применена для украинской выборки впервые.

Поэтому несколько слов о самой методике. В основе методики лежит разработанная Ш. Шварцем теория  динамических отношений между ценностными типами (1992). В 90-е годы Ш. Шварц развил новый теоретический и методологический подход к изучению ценностей, выделив два уровня анализа:

1) уровень личности (индивидуальных различий);

2) уровень социальной культуры (различий в социальной культуре).

В данном исследовании мы изучали ценности первого уровня по Шварцу (1992).

Теория Шварца, ставшая основой для методики изучения индивидуальных ценностей, базируется на концепции Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей и на концепции самого Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей. Данная теория представляет собой попытку обоснования единой структуры личностных ценностей. Обобщая многих зарубежных теоретиков, Шварц выделяет следующие основные их характеристики:

1) ценности – это убеждения (мнения);

2) ценности – желаемые человеком цели и образ поведения, который способствует достижению этих целей; 3) ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями;

4) ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий;

5) ценности упорядочены по важности относительно друг друга.

В целом, упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов, различных для разных культур и личностей [1, с.10]

Проводя анализ ценностей на уровне личности, автор рассматривает их как тип целей. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: 1) потребностей индивидов как биологических организмов; 2) потребностей в координировании социального взаимодействия; 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп [6, с.224].

В данной теории автор выводит из трех универсальных человеческих потребностей десять « мотивационных ти­пов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997)» [1, с.27]: власть (Вл) — социальный статус, доминирова­ние над людьми и ресурсами; достижение (До) — личный успех в соот­ветствии с социальными стандартами; гедонизм (Ге) — наслаждение или чувствен­ное удовольствие; стимуляция (Ст) — волнение и новизна; самостоятельность (Са) — самостоятель­ность мысли и действия; универсализм (Ун) — понимание, терпи­мость и защита благополучия всех людей и природы; доброта (Доб) — сохранение и повышение благополучия близких людей; традиция (Тр) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи; конформность (Ко) — сдерживание дейст­вий и побуждений, которые могут навредить дру­гим и не соответствуют социальным ожиданиям; безопасность (Бе) — безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Далее в развитие той же теории автор разработал раздел, характеризующий динамические отношения между ценностными типами, в котором описывает концептуальную структуру организации системы ценностных ориентаций, организуя их в две биполярные оси измерения (рис.1):

1) открытость изменениям (Отк. изм.), включа­ющую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консерватизму (Консерв.), включающему ценности безопасности, конформно­сти и традиций;

2) самовозвышение (Самовозв.), включающее ценности власти и достижений, в противополож­ность самотрансцендентности (Самотранс.), включающей универсализм и доброту. Гедонизм включает элементы как открытости к изме­нениям, так и самовозвышения [1, с.32].

Согласно теории Ш. Шварца, ценностные ориентации личности су­ществуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.Первый уровень более стабилен и отражает представле­ния человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, на­пример, от группового давления и соотносится с кон­кретными поступками человека [1,с.34].

Шварц считает, что ценностные типы образуют интегрированную мотивационную структуру, многоуровневую, элементы которой проявляют тенденцию связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству и могут конкурировать с противоположно направленными от центра типами.

Таким образом, Шварц разработал иерархическую, многоуровневую структуру ценностей личности: 1) на уровне нормативных идеалов рассматриваются 57 ценностей (30 терминальных и 27 инструментальных), которые объединяются в 10 мотивационных типов ценностей; 2) на уровне индивидуальных приоритетов изучаются поведенческий ценностный профиль личности, который выражается в тех же 10 мотивационных типах ценностей. Затем на уровне идеалов и поведения личности мотивационные типы объединяются в две биполярные оси, выражающие соотношение четырех типов направленности системы ценностей: ось «открытость изменениям – консерватизм» и ось «самотрансцендентность – самовозвышение».

Описание поискового эксперимента

Нами было обследовано по методике Ш. Шварца 70 студентов первого курса Одесского государственного медицинского университета, в возрасте 17-23 года.

Целью этого эксперимента являлось исследование структуры ценностной сферы личности студентов-медиков.

Процедура проведения тестирование была проведена в стандартных условиях. Были подготовлены раздаточные материал в виде текста опросника и бланка ответов, проведен инструктаж тестируемых. Опросник состоял из двух частей. В первой части («Обзор ценностей») приводился список 57 ценностей. Испытуемым предлагалось оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Во второй части опросника («Профиль личности») приводился список из 40 описаний человека, соответствующих толу или иному из 10 мотивационных типов. Испытуемым предлагалось оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или не похож на него. Время проведения тестирования 30 – 50 минут (в соответствии с методическими рекомендациями) [1, с.37].

Результаты экспериментального исследования и их обсуждение

Анализ полученных данных показал, что доминирующими терминальными ценностями студентов-медиков являются ценности безопасности близких, наличие истинных друзей и наличие смысла жизни; в зону отвержения попали ценности изменчивости жизни, значимости природы и уважения традиций. Наиболее значимыми из инструментальных ценностей по итогам данной выборки явились ценность здоровья, чистоплотности и целеустремленности. Малозначимыми инструментальными ценностями студенты-медики посчитали скромность и подчинение, как правилам, так и обстоятельствам жизни.

Затем нами были рассчитаны средние по выборке мотивационные типы ценностей на уровне идеалов и приоритетов и проранжирована их значимость для данной выборки.

Полученные данные показали, что ведущими мотивационными типами ценностей будущих медиков является самостоятельность (Са), достижения (До) и доброта (Доб), а в зону отвержения попали ценности власти (Вл), безопасности (Бе) и традиций (Тр).

Исходя из полученных данных, можно предполагать, что неактуальность мотивационного типа – «безопасность», возможно, связана с относительной стабильностью состояния общества (на период исследования) по сравнению с началом 2009 г. и особенностями возраста. При этом одновременное доминирование на более низком уровне обобщения инструментальной ценности безопасности близких (одной из составляющих мотивационного типа – «безопасность») говорит о малозначимости для данной возрастной группы социальных компонентов личной безопасности (ценностей социального порядка, национальной безопасности и избегания конфронтации). Данное предположение подтверждает и попадание в зону отвержения мотивационного типа – «власть», как достижения доминирующей позиции в рамках целостной социальной системы.

Кроме того, обращает на себя внимание доминантная тройка мотивационных типов: самостоятельность, личная успешность и благополучие родных. Можно предположить, что это типично для данной возрастной группы.

 Наряду с этим выделена ценность стимулирования, отражающая потребность в остроте ощущений и новизне впечатлений, также типично значимая для данной возрастной группы. В выборке студентов-медиков она не согласована по значимости на различных уровнях: на уровне идеалов – отвергаема, а на уровне реальных поступков личности – занимает достаточно высокий 4-й ранг. Данный диссонанс, предположительно, возник из-за существующего у студентов представления о несовместимости данной ценности с идеалом должного поведения медика, и говорит о существовании внутреннего ценностного конфликта, когда должное, предписываемое социальными нормами, вступает в противоречие с внутренними возрастными потребностями.

Также полученные данные показывают, что уже на первом курсе у студентов медиков наблюдается профессиональная направленность ценностной сферы на общечеловеческие гуманитарные ценности (ценность универсализма имеет 6-й ранг на обоих уровнях).

Затем нами были рассчитаны средние значения четырех типов направленности системы ценностей – по двум биполярным осям.

В среднем по выборке на обоих уровнях самой меньшей является доля в системе ценностей личности студентов медиков ценностных ориентаций самотрансцендентной направленности.

Студенты переоценивают значимость консервативных ценностей на уровне идеалов, а в реальных жизненных ситуациях они чаще отдают предпочтения не консерватизму, а направленности на открытость изменениям. Но при этом терминальная ценность изменчивости жизни ими на уровне идеалов отторгается. Данное противоречие, может говорить о наличии скрытого внутреннего ценностного конфликта: постулирование правильности консервативности и стабильности жизни и одновременно неосознаваемое стремление к новым впечатлениям и самостоятельности.

В среднем по выборке три из четырех направленностей (кроме самотрансцендентности) близки по значениям, сбалансированы в системе ценностей личности. Обращает на себя внимание то, что  на индивидуальном уровне присутствуют значительные колебания в сторону доминирования той или иной направленности системы ценностей конкретного студента.

Затем нами был проведен корреляционный анализ между бальными значениями типа направленности и мотивационными типами, не входящими в данную направленность.

Нами было выяснено, что доминирование самотрасцендентности в ценностной сфере студентов значимо коррелируется с их приверженностью к ценностям конформности – сдерживания и предотвращения действий, склонностей и побуждений, которые могут причинить вред другим (k=0,66 и k=0,81 (ρ<0.001) для уровней идеалов и практических поступков соответственно), традиций – приверженность к групповым традициям (k=0,5 8 (ρ<0.001) на обоих уровнях) и ценности безопасности – гармонии, стабильности и безопасности для себя и других людей (k=0,38 (ρ<0.01) и k=0,80 (ρ<0.001) для уровней идеалов и практических поступков соответственно).

А значимость ценности достижений – личностного успеха значимо коррелирует с направленностью ценностной сферы на консерватизм (k=0,48 и k=0,81 (ρ<0.001) для уровней идеалов и практических поступков соответственно). Универсализм же (наиболее теоретически значимая ценность для профессии врача) значимо коррелирует с направленностью ценностной сферы на самовозвышение (k=0,52 и k=0,90 (ρ<0.001) для уровней идеалов и практических поступков соответственно).

                                       Выводы

Общий анализ результатов нашего поискового экспериментального исследования позволяет сделать ряд выводов:

1. Структура ценностной сферы  личности студентов-медиков 1 курса (в возрасте 17-23 года) в нашей выборке характеризуется несбалансированностью уровней идеалов и конкретных поступков. Некоторые ценности (например, консерватизм, стимуляция), осознаваемого должного поведения конкурируют с неосознаваемой поведенческой направленностью, что может приводить к возникновению внутреннего ценностного конфликта.

3. Направленность ценностной сферы исследуемого контингента на общечеловеческие гуманитарные ценности (самотрансцентдентность) как мы предполагаем, связана с традиционными (консервативными) ценностями профессии медиков,  и осознается частью студентов (с доминирование этой направленности) как один из элементов их личной безопасности.

4. Студенты-медики видят возможности личностного успеха при условии сдерживания склонностей, имеющих негативные социальные последствия, и подчинения традициям профессиональной группы.

5. Возможность удовлетворить потребность в личностном успехе, социальном статусе (доминирование направленности на самовозвышение) в данной профессиональной группе связано со степенью осознания необходимости терпимости, понимания, защиты благополучия всех (универсализм). (В теории Ш. Шварца данные ценностные типы считаются конкурирующими).

В целом полученные данные позволяют констатировать доминирование у студентов-медиков первого курса в возрасте 17 – 23 года ценностей самостоятельности, достижения и  благополучия близких, а так же демонстрируют сложность структуры ценностной сферы личности контингента, необходимость ее балансирования, наличие скрытых ценностных конфликтов,  что требует дальнейших исследований и анализа.

                                   Литература

1. Изотова Е. И., Гармаева Т. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и степени социализированности в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный журнал. 2008. N 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.12.2008).

2. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004 – 70 с.

 3. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах// Психологическая наука и образование. –2005. –№3. – C.46-51.

4. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. № 3. – С. 26-36.

5. Лихтарников А.Л.Ценностный опросник (ЦО) Шварца и духовное развитие личности: нормальное и патологическое [Электронный ресурс] // «Диагностика»spb.ru: [сайт]. 2004.URL: http://www.diagnostika.spb.ru/co_1_1.html (дата обращения: 10.10.2008).

6. Пономаренко Л. П. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи с позиции мотивационно-смысловой теории ценностей Ш. Шварца // Наука і освіта – 2004 – №6-7. – С. 224-227.

 7. Сухих Е. С.Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы  толерантности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. псих. Наук: спец.19.00.01 «Общая психология, история психологии» / Сухих Е.С. – Краснодар, 2006. – 20 с.

8. Татарко А. Н., Лебедева Н. М., Козлова М. А. Роль модернизации образа жизни в трансформации ценностно-мотивационной сферы и этнической идентичности // Вопросы психологии – 2006 -№ 2. – С. 156-164.

9. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институ­те психологии АН СССР) // Психол. журн. — 1991. —Т. 12. — № 6. — С. 154-167.

10. Ершова-Бабенко И. В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности. (Концептуальная модель). Монография. – В.: NOVA KNYHA, 2005. – 360 с.