ИЗМЕНЕНИЯ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ПСИХИКА» В РАМКАХ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

                                                                              Бурьянова С. А.

В развитии научного знания выделяют следующие периоды:

  • классический этап (ХVII – конец ХIХ в.), для которого характерно развитие науки в рамках ньютоновской механики;
  • неклассический (конец ХIХ – 80-е годы ХХ в.), ознаменовавшийся теорией вероятности, достижениями термодинамики;
  • постнеклассический (с 80-х гг.ХIХ в. по нынешнее время), для которого характерно проявление новой теории самоорганизации.

Переход науки на новый этап своего развития – постнеклассический (термин В. С. Степина) внес категориально-понятийные изменения в психологическую науку.

Понятие «психика» в качестве обозначения того, что противовположно понятию «телесное» стали употреблять на заре развития философии. Слово «псюхе» из греческого обозначает «душа», «дух». В период античности считалось, что органом души является головной мозг (Акмеон), а сама душа – один из видов вещества, душа как огонь (Гераклит, Демокрит), воздух (Анаксимен), смещение четырех элементов (Элепедокл) и др.

Аристотель выдвинул положение о неотделимости души от тела, считал, что душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. В эпоху средневековья это учение было преобразовано Фомой Аквинским в идеалистическое. В новое время Декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта, считая, что в психике нет и не может быть ничего, кроме сознательно протекающих процессов.

Последователь Декарта, представитель, так называемой психологии сознания, немецкий психолог В. Вундт, который в 1879 г. открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, что и считается официальной датой рождения научной психологии, считал, что предметом психологии есть сознание.

Одновременно развивалось другое течение психологии – бихевиоризм, предметом изучение которого было поведение человека, как реакция на внешний стимул.

В неклассический период развития науки (конец Х1Х – 80 гг. ХХ в.) психика рассматривалась в рамках теории отражения. Основателем учения о рефлекторной природе психики был русский физиолог И.М.Сеченов. Развил данную теорию И.П.Павлов, который выделил три главных принципа теории о высшей нервной деятельности:

  1. принцип детерминизма, т.е. причины любого действия;
  2. принцип анализа и синтеза, который подразумевает разложение на части и создание нового целого из элементов;
  3. принцип структурности и включения динамики в структуру.

При такой «биологической» точке зрения на человека можно сделать вывод, что психическую жизнь можно описать с помощью тех же понятий, что и животных. Но, определяя психику человека качественно новым образованием, в 20- 30-е годы ХХ в. возникла культурно-историческая теория психики человека или теория общественно-исторического происхождения высших психических функций человека, автором которой являлся Л. С. Выготский. Согласно этой теории у человека в процессе социальных взаимодействий возникает особый вид психических функций, которые отсутствуют у животных.

15Конференция 2004 в Одессе

Эти функции составляют высший уровень психики, называемый сознанием. К психическим функциям Л. С. Выготский относит произвольно внимание, произвольную память, логическое мышление и др.

В истории науки много раз пытались «локализовать» психику. Согласно теории «панпсихизма» душой наделена вся природа, в том числе и неживая; теорией «биопсихизма» все живое, включая растения. Теория «антропопсихизма» наделяла психикой только человека; концепция «нейропсихизма» – только существ, обладающих нервной системой. Среди этих гипотез наибольшее развитие и признание получила теория советского психолога

А.Н. Леонтьева, согласно которой чтобы утверждать есть ли у данного организма психика, необходимо определить объективный критерий психики – внешне наблюдаемый и регистрируемый признак. Таким критерием Леонтьев предлагает рассматривать чувствительность – способность отражать воздействия, биологически нейтральные (абиотические) – те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в процессе обмена веществ[8]. Развитая Леонтьевым теория деятельности рассматривает психику как производимое и одновременно неотъемлемую сторону деятельности, утверждает, что психика не может рассматриваться вне деятельности, ровно как и деятельность без психики. Следовательно, по мнению

А. Н. Леонтьева, предметом психологии является деятельность человека. В Большой Советской энциклопедии в статье «Психология», написанной А. Н. Леонтьевым и М. Г. Ярошевским. Психология определяется как «наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных».

Теория деятельности через понятие внутренней психической деятельности описывает «поток сознания», а также психические функции: восприятие, внимание, память и т.п.[7].

Ю. Б. Гиппенрейтер для предварительного понимания термина «психика» предлагает рассматривать психические явления – факты внутреннего субъективного опыта.

Таким образом, в современной научной литературе сохраняются, с одной стороны, явления смещения понятий сознания, психических явлений, психических функций, психического и субъективного состояния, внутренней деятельности, с другой – не уточненность самого понятия психики. Такая искаженность обусловлена недостаточной изученностью сути психики человека, ее организации, тем, что внимание специалистов направлено больше на изучение форм проявления психических состояний и особенностей их протекания в плане работы мозга. Обратимся к точке зрения Ю.Б. Гиппенрейтер [1], которая считает, что «…мы к познанию мира с разных сторон, выделяя в нем разные свойства, отношения, взаимосвязи. И каждый тип отношений, связей становится достоянием отдельной науки, ее предметом. В каждой науке вырабатывается система представлений о закономерностях мира именно с той стороны, которая выделена данной наукой».

Изменить сложившуюся ситуацию, предложить методологический подход сформулировать принципиально новые концептуальные основания стратегической модели человеческой психики и поведения человекомерных систем призвана психосинергетика, которая основывается на принципах и понятийном поле нелинейной динамики [3]; на теории изменения и науке о сложном И. Пригожина [10], на новой теории самоорганизации в рамках синергетики Г. Хакена [12], взглядах С. Курдюмова, А. Саморского, Г. Малинецкого.

Термин «синергетика» был введен Г. Хакеном (1973) в значении совместное, целостное или кооперативное действие большого числа подсистем в открытых средах.

Согласно синергетике, совместное действие многих подсистем является фундаментальным принципом функционирования систем с упорядоченной структурой. Кооперативный характер поведения – причина процессов, ведущих к спонтанному образованию структур вдали от состояния равновесия [14]. Синергетика позволяет по-новому взглянуть на процессы возникновения живых биологических систем из неживых, расширяет представления о самодвижении материи.

14Конференция 2004 в Одессе

Психосинергетика [3] – это новая научная область, родившаяся в 1989 г., предметом исследования которой является круг открытых нелинейных сред. В формировании и существовании, развитии и разрушении, в поведении этих сред существенным и сущностным (системообразующим) фактором становится психика человека, ее состояние и структура мысли человека (группы, социума, цивилизации), определяемые возрастом и скоростью составляющих и возникающих в них субъединении, структур разного уровня, их отношениями и граничными условиями [5].

В рамках психосинергетики психика трактуется как гиперсистема синергентического порядка, имеющая фазовую структуру.

Выделяются организменная и надорганизменная (до- и послежизненная) фазы существования психики. Организменная (прижизненная) фаза выражена системой психической реальности живущего человека. Она включает биологическую, социальную, информационную составляющие [3,4,5]. Моментом перехода в прижизненную фазу рассматривается точка схождения, в которой участвует не только психика родителей (генетический код), но и находившийся до этого в пассивном состоянии локализованные образования «остатки» систем психической реальности людей, живущих ранее (информационный код).

13Конференция 2004 в Одессе

Таким образом, психика обладает потенциальной способностью к спонтанному неравновесному фазовому переходу из одного состояния в другое. Психика относится к классу открытия нелинейных сред.

В таких системах связи имеют вариативный характер.

Система способна адаптироваться к среде, изменяя не только параметры, но и структуры без дополнительного вмешательства извне.

Поскольку психика – среда открытая, то можно сказать, что она обладает энергетическими и информационными источниками и истоками, в каждой своей точке обменивается энергией и информацией, в зависимости от фазы и состояния.

С позиций психосинергетики психика понимается как специфическая природная реальность, выраженная совокупностью динамических состояний вещественных и невещественных видов материи (вещества, энергии, информации).

7Конференция 2004 в Одессе

Картина динамики психических процессов создается в результате постоянного изменения одного или группы состояний.

В процессе функционирования психики как открытой нелинейной среды (ОНС) возникают диссипативные структуры как на уровне информационной деятельности, так и на энергетическом уровне. Энергия выступает функцией системы и сопровождается возникновением состояний неравновесности как фазовых переходных состояний и как разновидности порядка.

8Конференция 2004 в Одессе

В психосинергической концепции исходят не из дихотомии «часть-целое», а из позиции «целое в целом», «нелинейное целое в нелинейном целом». С одной стороны внутренний (внутриличностный, внутрипсихический) мир человека рассматривается как внутренняя информационно-ментально-духовно-эмоциональная (ИМДЭ) макросреда по отношению к отдельным личностным структурам – событиям, ценностям, взглядам, переживаниям и т.д. С другой стороны – общество рассматривается как внешняя социально-информационная-ментально-духовно-эмоциональная (СИМДЭ) макросреда по отношению к своим сферам деятельности, социально или политически ориентированным объединениям, группам, личностям. Выделенные среды выступают как становящиеся нелинейные открытые самоорганизующиеся психомерные целостности. Управляющим параметром, системообразующим фактором в данном случае выступает психика.

Синергетическое понимание целостности рассматривает целое как единство многообразного процессуально [3].

6Конференция 2004 в Одессе

Выделяют фазы становящегося и переходящего существования эволюционирующей сложной системы: – процесса становления нового целого, создающего себе части из наличных элементов среды – появление параметров порядка:

  • динамический устойчивый процесс воспроизведения ставшего целого (формирование предельного цикла в фазовом пространстве, образованном двумя периодически изменяющимися параметрами порядка;
  • процесс перехода параметров порядка к хаотическому поведению.

В процессе становления нового целого при случайном выборе вариантов дальнейшего развития в точке бифуркации система является крайне неустойчивой и малейшее случайное влияние может определить дальнейший ход событий. В фазе относительной устойчивости и более сильное влияние не оказывает заметного воздействия на ход событий. Поэтому, актуальной становится задача точного определения фазы, в которой находится психомерная система. В точке бифуркации выбор случаен, но набор возможностей определяется характерными для данной среды аттракторами (состоянии, к которому «притягиваются» траектории движения в фазовом пространстве). Наличие выбора из определенных (не любых возможностей) характеризует систему как самоорганизующуюся. Выбор появляется вместе с параметрами порядка. Выделяют четыре типа структур-аттракторов, образовавшихся при жизни субъекта:

I тип – отработанные «мертвые» структуры-оболочки;

ІІ тип – зрелые или «старые», созданные давно;

ІІІ тип – «молодые» или незрелые недавнего происхождения;

ІV тип – «замерзшие» под влиянием стресса или болезни, неразвивающиеся, остановившиеся.

4Конференция 2004 в Одессе

Последние 3 типа структур имеют разную скорость развития, в результате чего их возраст может не соответствовать «паспортному» возрасту человека. Структуры ІІ типа обуславливают усталость, снижение активности. Структуры ІІІ типа обуславливают «детские» поступки взрослого. Структуры ІVтипа, несмотря на отработанность, занимают пространство в структуре личности и расходуют энергию подобно «лишней лампочке».

3Конференция 2004 в Одессе

Таким образом, изменения, произошедшие в науке за последние 25-30 лет, перенесли акцент с междисциплинарности, характерной для неклассического этапа развития науки, на методологическую проблематику единства, нелинейного синтеза знаний, потребовавшую трандисциплинарности в плане методологической позиции. Произошло осознание сдвига в видении психического мира человека; от представления о психике как системе отражения – к представлению о психике как системе синергетического порядка. Данные изменения повлекли за собой и изменения категориально-понятийного аппарата, методологии исследования психики и разработку адекватного научного языка.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.- М.: «НеРо»,-2002.-333с.

2. Добронравова И. С. Причинность и целостность в синергетических образах мира //Практична філософія.- №1,2003.- С.6-10.

3. Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как    синергетического объекта. Монография.- Одесса, ОДЭКОМ,-1992.-124с.

4. Ершова-Бабенко И. В. Психоэнергетические отражения человеческой деятельности (Концептуальная модель). Монография.- Одесса,- 2005.- 281 с.

5. Ершова-Бабенко И. В. Психоэнергетика в конспекте истории развития //Практична філософія.-№ 3 .-2003.- с.161-174.

6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука.- 1994.- 236 с.

7. Максименко С. Д. Общая психология.- М.: «Рефи-бух», «Ваклер».- 1999.- 523с.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:.-1972.

9. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Вестник, 1984.-174с.

10. Пригожин И., Сенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой.- М.: «Прогресс»,-1986.- 369с.

11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.-М.: 1993.